Действующие лица:
Водитель мотоцикла и автор текста – Андрей ибн Иванович
Транспорт:
Мотоцикл – BMW F 800 GS желтого цвета
Время проведения: 21 августа - 5 сентября 2009 года.
«…Дуся, вы меня озлобляете!...
… я человек, измученный нарзаном…»
И. Ильф & Е. Петров. «12 стульев».
«…Деньги любишь, значит?
- А кто ж их не любит!
- А зачем они тебе?
- Зачем! Нашел бы, зачем… А вот хоть бы с Лёлькой в Кисловодск закатился!»
В. Шарапов. «Место встречи изменить нельзя».
Мысль о том, что на мотоцикле можно перемещаться в пространстве не только по маршруту дом-работа-туса-гараж, но и на ощутимо бОльшие расстояния, посетила меня впервые, пожалуй, одновременно с покупкой первого мотоцикла, в 2005 году. Но плод должен налиться и созреть – поэтому я не торопился.
В этом сезоне я окончательно решил для себя, что пора снять урожай, покуда плод этот не упал с древа желаний и не сгнил
Тем более, что определённый опыт (в голове) уже имелся. Летом прошлого, 2008 года, я уже благополучно просрал планирующуюся поездку к другу на свадьбу в Крым. Причём существовала принципиальная договоренность сразу с двумя «братьями по оружию» насчет этого совместного путешествия. Сделав ставку на количество, я, к великому своему сожалению, проиграл – сработал пресловутый «закон подлости» – и поехать не смогли ни тот, ни другой. Один тогда я поехать не рискнул. Всё-таки возраст уже, знаете ли… Было бы мне лет 20 – махнул бы рукой на всё и всех и рванул. Но взгляд с высоты имеющихся в наличии 34 лет жизни почему-то подсказывал мне, что поездка в одну каску, на 2-х колёсах, на расстояние в 3 тысячи км по отечественным дорогам и абсолютно без опыта, рискует превратиться из лёгкого, почти романтического софт-приключения в жёсткий порно-экстрим
Было жутко обидно, тем более что для этой поездки, зимой, был приобретён суръёзный баварский крейсер BMW R1150RT, позволяющий на все неизменно сопутствующие мототуризму вещи типа дождя, ветра, насекомых, снующие туда-сюда фуры и прочие мелочи поглядывать, и даже поплёвывать с высоты. Этакая мягкая кожаная мебель с музыкой и на колесах – не «голда» конечно, но все-таки гранд-турер. Но не судьба была испытать его в его естественной среде.
Промучившись на этом мамонте сезон в городской авто-толчее, а один раз, подскользнувшись на грёбанных рельсах и уронив любимую женщину (вместе с собой, естественно) я решил, что с меня хватит. В конце концов, получать садо-мазо- удовольствие можно и другими, более приятными способами (любимая женщина вот, например, припомнив «полёты во сне и наяву» всегда может помочь плёткой ).
Короче, RT-шка была вполне удачно обменяна в начале мая на дензнаки и одновременно принято ответственное и взвешенное решение поискать что-то более компактное, лёгкое, универсальное и подходящее для нашего дорожного покрытия и траффика.
Но мне настолько понравилось юзать европейский мотоцикл, что вариант покупки очередной «рисомолки» даже не рассматривался, а свой благосклонный, и даже относительно платёжеспособный взор в этот раз я решил обратить в сторону туристических эндуро. И больше всего в этом редком нестройном ряду (пожилые «японцы», а равно и любые большие и тяжёлые эндуро в расчет не брались) меня прельщал свеженький (новинка 2008 года) BMW F800 GS . Однако прайс дилера более чем в 600 килорублей отнюдь не вдохновлял. Оставалось лелеять надежду прикупить по сходной цене б/у.
Яростный ежедневный мониторинг всех подходящих и неподходящих сайтов принёс свои плоды уже в начале июня. Желаемое т/с обнаружилось только в Москве (а вы думали, я специализированные сайты городов Мухосранска и Задрючинска смотрел?!) и по цене, конечно же, прилично превышающей мои робкие надежды эконом-класса. Но это был мотоцикл 2009 года, к тому же, проданный дилером всего лишь месяц назад как, да ещё сдобренный щедрой толикой совсем недешового тюнинга (топ-кейс-трансформер, высокое туринговое стекло от именитой фирмы «Touratech», сумка на бак, низкое сиденье + мечта всех собак, бабушек и беременных женщин – прямоточный дорогущий титаново-карбоновый выхлоп «Akrapovic»)
Приличная скидка за фактически новый мотоцикл с пробегом в 700 (!) километров так же бередила мой ум. Желание обладать кричало мне во всё горло – ты можешь купить всё это богачество! Но жаба вступала с ним в прямой непримиримый конфликт и подло ныла – это всё очень-очень-очень дорого, оно тебе надо? На дворе кризис, народ с работы пачками увольняют, банки лопаются, конторы закрываются, рынки падают, а ты, сволочь, игрушки покупать вздумал!?!
Но деньги уже «ляжку жгут» и «народ для разврата собрался» (спасибо, Василий Макарыч и светлая тебе память!), да и слова «мотоциклист» и «мототурист» неспроста рифмуются со словом «похуист» – и вот ЭРОплан Sky-Express уже несёт меня в края ма-асковские, в кармане лежит «котлета» европейской валюты нужной толщины и по щеке катится скупая мужская слеза, потому что я только что, в очередной раз, поставил жирный крест на своей давней мечте – приобрести, наконец, приличный автомобиль Ладно, поездим пока на ТАЗе.
Домой я вернулся (с перепугу, наверное, не понимал чего творю просто!) своим ходом, на новом породистом жёлто-чёрном скакуне и это можно было расценивать как генеральную репетицию планируемой летне-осенней поездки. Себя я за это время морально подготовил к тому, что если и в этот раз никто не составит компанию – то всё равно поеду. При этом, желательно, на расстояние не более 3000 км в одну сторону. Как конечная точка в таком радиусе традиционно рассматривалось море (Крым или Абхазия) или – в качестве нетрадиционной альтернативы – горы.
Поскольку это был мой первый и единственный мотодальнобой (раньше я отъезжал от родного города только км на 300 максимум), да ещё сразу такой довольно приличный по расстоянию и продолжительности – мной были сделаны определённые оргвыводы, которыми я хотел бы поделиться. Возможно, бывалым «ездюкам» мои рассуждения покажутся смешными и наивными, но зато могут оказаться полезными для неопытных, подобных мне «чайников».
1. Останавливаться на ночёвку у друзей и знакомых – это, безусловно, приятно и незатратно, но надо быть готовым к тому, что утром ты никак не уедешь во сколько хотел/планировал. И особенно – если это выходные (именно так получилось у меня по пути из Москвы). Часовые пояса ведь никто не отменял. И если мой организм уже проснулся и даже относительно свеж и работоспособен после вечерних посиделок с рюмкой…м-мммм… чая, то будить хозяев в их законный выходной в 5-6 утра – это, по меньшей мере, жестоко и неприлично. Неблагодарным остаться в памяти не хотелось, а потому – пока дождёшься пробуждения гостеприимных хозяев, умоешься, позавтракаешь, соберёшь и повесишь обратно на моц всё, что с него вчера снял/отвязал, смажешь цепь, расцелуешься/поручкаешься с принимающей стороной… Упс! А дома то уже – обед! Считай, полдня как не бывало…*
Мораль: хочешь придерживаться графика – только мотель/гостиница. Однако, ждут расходы…
* Небольшое уточнение – это справедливо при движении на северо-восток, как вы поняли. При движении на юго-запад всё получается с точностью до наоборот
2. Погода на протяжении даже 100-200 км может меняться абсолютно непредсказуемо. От ясного солнечного неба и +30 до ливня стеной и +10. Это всё очень сильно влияет на скорость и темп передвижения, и, как следствие – на суммарный дневной пробег. Второй вывод – надо всегда держать в голове «поправку на ветер» и понимать, что в сложных погодных условиях ты никак не одолеешь такого расстояния, которое легко и незаметно проедешь по хорошей погоде. Ездить же ночью – не считаю для себя приемлимым и безопасным.
3. Поскольку твой мотоцикл почти на всё время поездки превращается в практически единственного твоего друга, спутника и дом – все в нём и на нём должно быть для тебя максимально удобным и комфортным. А если в нём что-то, не дай бог, ломается или даже просто перестаёт работать как надо – значит, фактически, ты остался без единственного друга и, при этом, без средства передвижения.
Больше всего меня беспокоили возможные последствия асфальтовой болезни и банальная, казалось бы, процедура смазки цепи, которая, в отсутствие центральной подставки превращалась в малозабавный аттракцион «Прокати мотоцикл по стоянке 20 раз по 10 сантиметров». Не говоря уж о том, что снять колесо в случае прокола для разбортовки и ремонта становится возможным лишь теоретически (а ведь резина камерная!). Для меня так и осталось загадкой – какой смысл было ставить на туристический эндуро прямоточный «укроп» стоимостью в 1000 евро, но при этом съэкономить на центральной подставке примерно 5 тысяч рублей…. Ох уж мне эти ма-асковские ма-ажоры…
Отсюда пришлось сделать вывод, что без дополнительного, реально-практичного тюнинга в перспективе не обойтись. Сказано – сделано. К уже имеющимся «наворотам» были заказаны: первым делом – центральная подставка + защита для рук на руль, оргстекло на фару, боковые дуги и защита на пузо (защита рук и фары – фирменные BMW, все остальное – SW-Motech).
Припомнив, сколько батареек сожрал любимый GPS-навигатор за 2000 км из Москвы – решил, что без кабеля питания от бортовой сети тоже никак.
Оставалось ждать. Потихоньку «вкатывался» в мотоцикл уже в городских условиях, пробовал в разных режимах, на разных покрытиях, привыкал к особенностям, к габаритам. Предвкушал поездку, радовался за себя – что не ошибся в выборе на этот раз.
Чтобы процесс ожидания проходил ещё более безболезненно – решил слетать на пару недель на Крит 14 дней средиземноморских солнечных и водных ванн, пианства, обжорства и прочих скромных непритязательных житейских радостей в 4* европейском all inclusive и очень приятном обществе пролетели как миг (шо я вам буду рассказывать за отдых…).
Вернувшись и акклиматизировавшись, сильно порадовался поступлению здоровенной заветной коробки с мото-тюнихом и при этом окончательно осознал, что на наше очень чОрное море мне ехать почему-то совсем не хочется…
Значит, оставался только один реально рабочий вариант – КМВ. Кавказские Минеральные Воды – это ведь не только вода и песок (тот, которым регулярно посыпают местные дорожки граждане отдыхающие предпенсионного возраста ), а это ещё и волшебно-волнительные для многих названия: Домбай, Теберда, Эльбрус, Чегет, Архыз... Опять же, регулярно всплывающие перед глазами бессмертные образы О. Бендера и И. Воробьянинова, которые в своих бриллиантовых скитаниях тоже не прошли мимо этих славных мест…
Из всех городов КавМинВод больше всех пленял самый большой и южный из них – Кисловодск. Настоящий и единственный высокогорный курорт с чистейшим воздухом, потрясающими видами и настоящей минералкой прям из-под земли – так отрекламировала мне его моя мамочка, которая была там совсем недавно – в 1992 году (то есть в прошлом веке! ). Не верить матери – последнее дело, а кроме того, мне и самому было интересно понять – почему же Шарапова так тянуло именно сюда!? И поскольку желание побаловАть себя минералочкой и горными пейзажами, кроме мамы высказал еще и младшОй брат – предстояло решить еще одну задачу – определить место семейной стоянки. Санатории без оформления санаторно-курортной карты принимать категорически отказывались (совок forever!), более-менее приличных и при этом непафосных гостиниц найти не удалось, вариант снять угол на вокзале по приезду за 3 рубля у местной бабульки нас тоже слабо возбуждал…
Пришлось обратиться за помощью к мото-братьям. Мне в этом помог ресурс www.moto26.ru и форум сайта байкеров Ставрополья. Вот эта ветка, можете глянуть кому интересно:
http://moto26.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=3961
Люди оказались довольно отзывчивыми (только вот в гости почему-то так никто и не сподобился) и при их непосредственном участии был найден небольшой частный семейный пансионат практически в самом центре Кисловодска, при этом совершенно без понтов и на очень приемлимых для всех нас финансовых условиях. Закупив родственникам самолётные билеты, вплотную занялся собой любимым, и своим т/с, на котором, по моим прикидкам, мне предстояло преодолеть порядка 5,5 тысяч километров.
Равномерно распределив весь свежеприбывший «тюних» по мотоциклу, я остался вполне доволен получившимся результатом (с чистым сердцем могу рекомендовать фирму SW-Motech всем поклонникам хорошего афтермаркета, ибо качество изготовления и подгонка деталей находится на высочайшем уровне; всё ставится и садится по месту без малейших проблем – без «болгарки» и даже – страшное дело – без молотка. что, впрочем, совсем неудивительно – недавно узнал, что раньше на этом заводе выпускали… автоматы Калашникова ).
Назначил себе дату отъезда, прикинул и распечатал с сайта http://www.autotransinfo.ru «самый быстрый» (так там было указано!) маршрут следования. По графику, свою первую ночь я собирался провести в Сызрани (1100 км от дома), вторую – в Элисте. Наивный… На всякий случай пошарился в и-нете и посмотрел где и какой ночлег меня может ждать в этих check-points, записал себе адресочки и телефончики гостиниц и мотелей…М-мда… Хочешь насмешить Господа – расскажи ему о своих планах!
День первый.
Екатеринбург – Самара.
Выехал в пятницу, 21 августа утром. Получилось не так рано, как хотел – прособирался, конечно же… Сразу по поводу предложенного мне вышеуказанным сайтом маршрута… Как бы это помягче… Ну, скажем так: Екб-Полевской-Верхний Уфалей-Нязепетровск-Котово-Ункурда-Новобелокатай-Верхние Киги-Насибаш-Кропачёво-Сим – такой выход на федеральную трассу нельзя признать оптимальным. А короче – если бы я тупо поехал сразу по М5 через Челябинск – потерял бы гораздо меньше времени и сил. На этом же маршруте я собрал туеву хучу самых разнообразных грунтовок прям-таки обалденно поганого качества. Единственный мало-мальски нормально асфальтированный кусок дороги – это Уфалей-Нязепетровск. В Уфалее, к слову, я заплатил первую дань богам (или чертям?!) дороги – символические 100 рублей за превышение скорости аж на 15 км. При этом сильно порадовался вопросу людей в погонах: «А какого вас к нам занесло вообще, если вам надо на М5?» и теоретически был ими подготовлен к предстоящим внедорожным испытаниям. Повезло мне только в одном, точнее – в двух вещах: этот мотоцикл позволяет «дубасить» и по таким дорогам «на все деньги»; шёл 100-110 км, мысленно представляя себе, до каких уровней отрабатывают подвески и размышляя – 230 мм хода – это мало или достаточно? А второе – повезло с погодой, было тепло и солнечно. В дождь я бы скорей всего по этим дорогам не проехал вовсе. Кроме самосвалов да больных на всю голову начинающих эндуристов по этим дорогам, судя по всему, вообще никто не ездит…
Один только раз, проезжая под полузатопленным ж/д мостом, видел легковую иномарку с челябинскими номерами и семейную пару, с интересом следящую за тем, удастся ли мне форсировать водную преграду. Очень хотелось порадовать их красивым падением и эффектно разлетающимися брызгами, да и освежиться заодно (компутер показывал +31, а я – в туристической куртке с тёплой подстёжкой, поскольку выезжал-то по холодку), но я мужественно сдержался Ремонтируемый мост в Симе проскочил вполне удачно и довольно шустро, при этом почти даже ничего не нарушив. Подъезжая к колонне из стоящих фур, заметил, что мониторящая дорожную обстановку «патрулька» свалила по какой-то своей, явно БОЛЬШОЙ нужде, чем я тут же и воспользовался, и по «полосе для мотоциклистов», справа, объехал довольно приличную очередь. Где-то между Симом и Уфой состоялась, как бы раньше написали в газетах, «торжественная смычка» двух «чайников-дальнобойщиков».
Мой тёзка, Андрей, на большом «гусе», пресыщенный шашлыками, солнцем и морем возвращался из Абхазии. А поскольку мы примерно предполагали, где и когда наши пути могут пересечься – то не заметить друг друга и проехать мимо, конечно, не смогли. Для него это тоже был первый опыт столь дальней поездки на двух колёсах. Поблизости обнаружилась кафешка, где мы и позволили себе на часок расслабиться. Сходили «до ветру», подкрепились, поделились впечатлениями о том, как оно вообще и что-кого ждёт впереди. Судя по цвету его мотика и багажа, точнее, по их ровной коричневой грязевой маскировочной раскраске, меня лично не ждало ничего хорошего… Пожелав друг другу доброго пути и обоюдно пообещав поспешать медленно, разъехались.
Итог этого дня – про Сызрань пришлось забыть. Я не доехал даже до Самары, чуть-чуть, правда. Начинало темнеть, я зарулил на ЛУКОЙЛ подзаправиться и углядел рядом мотель и стоянку. Цена в 500 рублей (+50 за стоянку) за 1-местный номер меня не сильно напрягла, я решил, что на сегодня хватит. На стоянке, паркуя на ночь мотик, обнаружил, что остался без центральной подставки. Нет, она не отвалилась и не потерялась, но при этом висела только на одном крепёжном болте и пружине. Вот они – последствия «продубаса» по башкирским пампасам Впрочем – сам дурак – надо было при установке «тюниха» садить весь крепёж на фиксатор резьбы. Поколдовав с ней немного, пришёл к выводу, что сделать я всё равно ничего не смогу – по причине нестандартности крепежа (инструмент у меня, к слову сказать, был, и довольно разнообразный – я ведь не первый день езжу и не на первом BMW ). С горя попёрся принимать душ. Моя крепкая (так мне казалось раньше) нервная система несколько пострадала вследствие этих водных процедур – ибо интерьер (и особенно пол!) этого помещения выглядел так, как он обычно выглядит во второсортных низкобюджетных фильмах ужасов... Спасение пришло в виде сланцев, которые (вместе с футболкой и джинсами) предусмотрительно ехали у меня в легкодоступной сумке на баке, а не в основном, тщательно упакованном и привязанном багаже. Вообще, по достоинству оценить простую, казалось бы, возможность скоротать вечерок в тапочках, джинсиках и маечке может только человек, который весь летний день провел в полной мотоэкипировке. Закинул в себя некоторое количество еды в круглосуточном кафе, поднялся к себе, ополовинил заначку – 200 граммовую фляжку с чудодейственным напитком узо (открыл для себя сей продукт на Крите – что-то типа 46-ти градусного самогона, с убийственным анисовым вкусом, зато бесподобно прочищает мозги и носоглотку), упал спать. Занавес, конец первого акта
День второй.
Самара–Волгоград.
Утром на стоянке пришлось вспоминать навыки катания мотоцикла по схеме «туда-сюда-обратно», т.к. ехать дальше, не помазав цепь – я не мог себе позволить, а центральная подставка, увы, превратилась из мега-функционального девайса в простую тяжёлую никчёмную железяку Наблюдая за моими «танцами с бубном», надо мной ржали все местные стояночные собаки и крутили лапой у своего собачьего виска… Цвет неба в направлении предполагаемого вектора движения не радовал и я начал подозревать, что сегодняшний день без осадков, скорей всего, не обойдётся. Залез на всякий случай в дождевик. Как оказалось «не обойдётся» – это было слабо сказано…
Посуху я успел только проехать Самару и отъехать в сторону Саратова километров на 50. Дальше начался тот самый «всякий случай» – водная феерия и водопад Анхель в одном лице. Сумрачно, довольно холодно (температура сразу упала градусов до 12-13), вода хлещет сверху, снизу, сбоку, сзади и спереди – ведь каждый встречный или обгоняющий автомобиль норовит поучаствовать в этом шоу и добавляет свою порцию. Ехать со скоростью быстрее 40-50 км/час первое время было реально страшно Визор начал сильно запотевать, приходилось его периодически приподнимать, чтобы хоть чего-то стало видно. Вода скапливается в накатанных колеях коряво построенных дорог (скатываться должна к обочинам вообще-то!), мотоцикл при попадании в эти канавы начинает водить из стороны в сторону, а пилот при этом думает только об одном – «Эх как вот я щас тут красиво наеб…сь!» Думал даже забить на график движения, остановится где-то и попробовать переждать, но, во-впервых – просвета видно нигде не было, а во-вторых – ни одной более-менее подходящей крыши или остановки никак не находилось… Ну, человек – не скотина, он ко всему привыкает. Для начала пристроился за огоньками какой-то легковушки, сосредоточился на поиске подходящей траектории для движения, стараясь не попадать колесами в затопленные полосы на дороге. Потом потихоньку начал пробовать уворачиваться от пытающихся окатить меня автомобилей. Дождик опять же вроде начал редеть, а может просто я приспособился... Где-то к обеду, расслабленный до наглости безупречной работой ABS (как без неё раньше люди жили – непонятно!) я уже «поливал» не меньше 100, распугивая своим фантасмагорическим видом а-ля «Человек-Амфибия» редкие фурыВ общем, весь этот день для меня прошел под символом воды. И хоть я и «Рыба» по знаку Зодиака, но целый день в чешуе дождевика – это, скажу я вам, неприятно. Не доехав где-то километров 50 до Волгограда (темнеть начало), стал подыскивать себе ночлег, по возможности сухой. При этом вспомнил, что вторую ночёвку кто-то собирался сделать в Калмыкии, в Элисте В этот раз сразу с мотелем мне не повезло и, в течение часа примерно, я насобирал их порядка 5-6 штук на своём пути. Все – как под копирку, и ответ стандартный – извините, но вы один, а у нас номера 3-4 местные. Место, конечно, почти даром – 200-250 рублей. Подселить мы к вам никого не сможем, поэтому если хотите – платите 800 рублей и милости просим… Попался один, очень сильно «кулюторный», с евроремонтом и полноценным одноместным номером, но при этом по цене 40$ за ночь. Видимо, голубой пропеллер и три заветные буквы на эмблеме моего т/с позволили хозяину сходу заподозрить во мне алигарха, путешествующего инкогнито. Поехал я дальше, аривидерчи соле мио… В конце-концов, ночлег мне посчастливилось найти довольно далеко в стороне от дороги, но зато за смешные 350 рублей. Причем включая стоянку. Правда, при этом мне намекнули, что поскольку всё-таки номер типа как бы «двухкоешный» – то если вдруг, откуда ни возьмись, появится ещё один атмарозок-матацыклист – его всенепременно подселят ко мне. Надо ли говорить, что эту ночь мне суждено было провести в гордом одиночестве… В общем душе висел неработающий проточный водонагреватель, который мне так и не удалось оживить (всё-таки незаконченное высшее гуманитарное образование даёт о себе знать!). Ладно, хотя бы туалет работает… «Двухкоешный нумер» являл собой прям-таки образец аскетичности – кроме двух кроваток пионЭрского образца в комнате не было больше ничего вообще. В общем холле, в углу, я приметил несколько столов, предназначенных, по всей видимости, для ещё неработающих ремонтирующихся номеров. Два из них вскоре благополучно перекочевали ко мне в комнату – надо же мне было где-то и хоть как-то разбросить экип и посушить дождевик. Он справился со своими обязанностями сохранить мою тушку в сухости и комфорте на 5+ , а вот мотоботы подмочили свою репутацию. Пошёл поесть, в кафе выпросил несколько старых газет – ими и набил несправившуюся со своими обязанностями обувку (утром надел практически сухую). Перекусив и добив остатки узо, я отключился. Действия греческого лекарства хватило на какое-то время, но ночью я проснулся, слегка постукивая зубами от холода. Лето – оно конечно лето, но ночь в конце августа – это ночь в конце августа, пусть даже и в Волгограде… Не обнаружив ни одного одеяла (вот он – эконом-прайс в 300 целковых… лоша-ара, блин, куда раньше смотрел!?) и нехорошим словом помянув владельца ночлежного заведения, стянул с соседней пустующей кровати простыню с пододеяльником, приплюсовал свой пододеяльник, сверху накидал на себя еще каких-то мотошмоток и благополучно захрапел до утра.
День третий.
Волгоград–Кисловодск.
Утром меня ждал Волгоград. Пройти через него просто так, транзитом – было для меня непозволительной роскошью. Не заехать на Мамаев Курган я не мог. Один раз, аж в 1998 году (тогда тоже был кризис! бывает же…), я уже проезжал по этим местам – на автомобиле и в качестве подневольного пассажира. Поэтому видел монумент только издали и проездом.
Голова земли седая
На Мамаевом кургане,
Здесь от века и до века
Плыть гвоздикам по воде.
Кто-то в голос зарыдает,
На колени кто-то станет,
И обнимется калека
Со стеной своих друзей…
Эти стихи Александра Яковлевича вспомнились как-то сами собой, пока я шёл от стоянки, через открытый в 2005 году Храм Всех Святых к мемориальному комплексу. Главный монумент – «Родина-мать зовёт!», безусловно, производит потрясающее впечатление. Даже, думаю, более сильное, чем всемирно известная Статуя Свободы в Америке. (Уже по возвращению домой, из любопытства, выяснил, что высота американской тётки – «всего» 46 метров, а нашей – все 85!). Но здесь дело не в размерах вовсе… Когда стоишь перед холмом, который на самом деле – не что иное, как огромная братская могила где покоятся около 35 тысяч (!) воинов-защитников Сталинграда – понимаешь, что незачем их сравнивать. Это несравнимые вещи… Недалеко от основного монумента расположен Зал Воинской Славы. В нём всегда горит огонь. Вечный Огонь .
Красная стена,
Скорбная стена,
Ты озарена
Бликами огня,
Вечного огня.
Тянется рука,
Мёртвая рука,
Факел в облака.
В чем её вина?
Где её весна?
Обещал с войны вернуться
Сын родной своей мамане,
Сорок лет почти прождала
На сибирской стороне.
Да недавно повстречала
На Мамаевом кургане,
Третья строчка, пятый столбик
На кровавой той стене…
Более 7 тысяч фамилий на этих стенах. Не просто мозаичных разноцветных буковок – за каждой строчкой стоит конкретный человек и своя судьба…
К великому своему сожалению, осмотреть весь мемориальный комплекс я не смог. Он довольно большой и чтобы его весь обойти и хотя бы поверхностно с ним ознакомится – надо не меньше 2-3 часов времени. У меня же этого времени не было. Нужно было двигаться дальше.
Калмыкия.
Ехать по Калмыкии мне понравилось. С погодой относительно повезло – было нежарко и обошлось без воды с небес. Кроме того, было воскресенье – и возможно именно благодаря этому я проскочил через всю Калмыкию на очень приличной скорости, по практически пустым дорогам и не встретив НИ ОДНОГО гаишника или патрульки. Вообще.
На дорогу советую смотреть повнимательней – очень часто попадаются полураздавленные колёсами тушки сусликов (или тушканчиков - х.з., я же не дядя Коля Дроздов ). С одной стороны – жалко их конечно, а с другой – на таком трупике ваш двухколёсный друг легко может подскользнуться. Хотя, возможно это всего лишь моя паранойя На одном из наиболее прямых и ровных участков, напрочь позабыв о страхах, разогнал свой аппарат до 190 км/час по GPS. Ну так просто, ради эксперимента. Такая скорость, безусловно, покажется смешной владельцам спорт- и гипер- байков, но у меня-то ведь «голый» мотоцикл и всего 800 кубиков. Чувствовался ещё запас под ручкой газа, однако взлетать в мои планы не входило, так же как и не было особого желания долгое время наблюдать сплошную мельтешню по бокам Впрочем, любоваться по пути мне показалось особенно нечем – степь налево , степь направо … Пейзажи немножко оживляют ветряки – попадаются и большие (просто огромные, но при этом бездействующие), и маленькие (но, судя по всему, исправно работающие и приносящие пользу). На какое-то время задержался только в столице – Элисте, поскольку ну очень хотелось посмотреть на Золотой Храм. Ещё было желание почтить своим визитом City-Chess, но не сложилось. Въехав в Элисту, сначала попытался уговорить навигатор вывести меня к искомой достопримечательности, но увы – такой точки на имеющейся карте ранее отмечено не было (зато есть теперь!) Пока потихоньку двигался и соображал, у кого бы поинтересоваться – как-то само собой выехал к нему. Что вполне закономерно – храм стоит на самой что ни на есть центральной улице – на Ленина
«Золотая Обитель Будды Шакьямуни» – вот его более точное и правильное название. Это самый большой буддийский храм в России и Европе. Что интересно, подойти к храму можно абсолютно с любой стороны – входы есть со всех 4-х сторон света. Южные ворота , судя по всему, являются главными – именно над ними есть надпись: «Ом Мани Падме Хум» (не буду вас утомлять подробной препарацией этой фразы на составляющие, если коротко – это очень популярная шестислоговая буддийская мантра и переводится она примерно как «Вся Вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца, который есть Я».) Если войти на территорию хурула именно через эти ворота – то у подножия лестницы-водопада , ведущей наверх, в храм, вас встретит статуя Белого Старца (Цаган Аав) который является национальным божеством калмыков и почитается как покровитель местности. Вокруг основного здания, по периметру, расположены ещё 17 пагод , в каждой из которых восседает какой-нибудь Святой. На пагодах есть сопроводительные таблички – там можно почерпнуть всю информацию о том, кто это и какой он внёс вклад в дело распространения Слова Будды. Ещё на территории есть несколько оригинальных барабанов с ручками. Они установлены вертикально, над некоторыми висят издающие мелодичный звон колокольчики. Барабаны разные – от одинокостоящих огромных до многочисленных маленьких . На каждом из этих цилиндров-барабанов начертана мантра, или если угодно, молитва. Вращая конкретный барабан – читаешь мантру, иными словами – молишься. Очень удобно и рационально! В специальные башенки или ступы на крыше Гол-сюме (это ещё одно название храма) при строительстве были замурованы золотые и серебрянные драгоценности, а в одной из них, вроде как даже покоится меч самого Чингиз-Хана. Внутри Золотой Обители я не был. Во-первых, правила посещения обязывают разуваться, а во-вторых – фото и видео съёмка всё равно запрещены. Представил себя со стороны – в полном экипе, со шлемом в руках и босиком, при этом ещё и пытающегося чего-нибудь фотографировать исподтишка – посмеялся и не пошёл. Однако не удержался и всё же заглянул. Внутри успел разглядеть только огромную золотую статую Будды (всезнающий «Yandex» позже просветил – 11 метров, самая большая в Европе, о немытой России и говорить не приходится). Такая вот гигантомания по-калмыцки…
Ставропольский край.
Большой стационарный пост ГАИ радушно встречает путников практически сразу же, как только пересекаешь границу Ставропольского края . Тормозят всех, поголовно. Остановили и меня, конечно. Банальной проверкой наличия доков и любимыми вопросами – откуда, куда и зачем едете – здесь дело не ограничилось Под верхним кофром, довольно хорошо замаскированное, меня всю дорогу от самого дома сопровождало Полезное Резино-Техническое Изделие ПР-Т (она же Палка Резиновая, она же «Тонфа», а проще говоря – милицейская дубинка с боковой рукоятью. Не пробовали на себе никогда? Повезло значит ). А инспектор, как назло, попался глазатый… Ну и понеслось, естественно… Типа спецсредство же! Не положено! Как будто я вчера родился. Нагло (но честно!) глядя в глаза, начинаю «лепить горбатого», что у нас в криминальной столице Урала их продают в хозяйственных магазинах на вес и вообще – это противооткатное устройство для парковки данного типа т/с и мне без него нельзя ну просто ну никак… Угу, вижу – верят… Чуть не поимел головняк в виде протокола об изъятии. Но обошлось, разговорились с начальником, обсудили в двух словах политическую и экономическую ситуацию в стране, причем тут же, сразу на месте, единодушно решили, что нужно делать… в общем со словами «Если что – я тебя не видел, ты меня не знаешь» – был отпущен на все 4 стороны. Нормальный мужик майор попался, респект ему и уважуха. Далее, в течение буквально пары часов и 200 км остановили еще раза 3-4. Караул! 2 тысячи прошёл и хоть бы кто в погонах заинтересованный взгляд кинул, а тут…
При этом почти никто из останавливающих даже в доки не заглянул, предпочитая за мой счёт удовлетворять свой информационный голод: «…чо за марка, скока жрёт, скока прёт, скока стОит…». Один, самый одаренный, просто убил меня наповал своей интеллигентной просьбой: «Иваныч, а уйди красиво! Ну, так, что бы ух! Эх!» Пытаюсь объяснять: «Да поймите, это же не спорт, ему на заднем не положено… да и не умею я, не царское это дело!» А в ответ: «Дык и не надо на заднем! А просто… красиво чобы!». Твою мать, романтик-мозгоёб, чтоб тебя… Тут же небрежным взмахом полосатой палки стопорит какого-то местного колхозника на «классике», чтобы дать мне возможность отъехать и «сделать ему красиво» на пустой дороге. Причём держит несчастного довольно долго – мне же надо убрать доки, застегнуться, перчатки надеть и т.д. и т.п. Не оправдывая ожиданий, уезжаю банально-обычно, немножко порычав «Укропом» для приличия… Понимая, что все эти инфо-остановки здорово тормозят меня на пути к заветным минеральным источникам, до которых уже в общем-то рукой подать, начинаю плохо отслеживать скоростной режим и вникать в перспективную дорожную обстановку. Как следствие – вылетаю километрах на 130-140 на радар с камерой. И ни одна встречная четырехколесная тварь почему-то не сочла нужным моргнуть мне хотя бы одним глазком! Ф-фу, как непатриотично…
– пройдемте, Андрей Иванович, протокол писать…
– а может, не будем бланки переводить зря? Цигель-цигель-ай-лю-лю, время товарищи…
– ай-лю-лю говорите? Ну, если цигель-цигель – то ай-лю-лю 200 рублей.
– я полагаю, торг здесь неуместен!? (с) Киса Воробьянинов.
Облегчившись на 2 «красненьких», и попутно потеряв веру в местное авто-братство, решил какое-то время побыть образцово-показательным водителем. Так и «тошнил» бы «соточку», наверное, до самого Кисловодска, однако бог-покровитель мото-негодяев удачно подослал своего ангелочка в земном обличии маршрутки «Непомнюкто-Ставрополь». А поскольку все маршрутки во всех регионах ездят примерно одинаково – то есть «на все деньги» и как будто завтра не наступит никогда – я решил, что совсем не грех будет сделать из этого «Мерседеса» спонсора/донора и пристроиться к нему в хвост. Остатки дистанции на околосветовых скоростях пролетели настолько незаметно, что я чуть не проскочил нужный мне отворот на Минводы Получилось, что до самого Ставрополя я не доехал километров 30 примерно. А ведь собирался там в гости к местному дилеру BMW заехать, скромно предложить им зафотаться (за небольшое вознаграждение) на память и для саморекламы (для ИХ саморекламы, естественно!) с Героем Акции «Ударим BMW-мотопробегом по собственному финансовому благополучию»…Да наплевать. Обойдутся. 100%, денег всё равно бы поджали Ну вот же, вот оно! Наконец-то, ради чего и ехал сюда… Горы. Сначала неясно , будто бы в дымке, а затем и всё более отчетливо начали проглядывать могучие грозные вершины. Здесь уже не заблудишься: сначала Минводы – город-аэропорт, а потом Пятигорск-Ессентуки-Кисловодск – финишная прямая…
Плутать по Кисловодску тоже не пришлось, навигатор помог выйти сразу к нужному адресу, где меня уже ждал горячий прием, горячий душ, горячая вкусная еда, а так же холодные, но горячительные напитки Ура! Полдела сделано. Я на месте . Начались тяжёлые будни заслуженного отдыха. Отдыхать целый день с утра до вечера – очень непросто, я вам скажу. Это же всё время приходится придумывать себе какое-нибудь занятие и определять новые цели.
Изучить досконально Кисловодск и все его окрестности за 10 дней я, конечно, не смог, да и не ставил себе такой задачи. Хотя город очень небольшой, всего около 150 тысяч населения – сравнимо с одним районом Ё-бурга. При этом на каждого жителя Кисловодска приходится минимум по 3 кошки. Это не шутка! Встретить по дороге не одну стаю по 5-10 голов в каждой – это как с добрым утром! Усатые-полосатые просто везде – в каждом дворе, парке, в любой уличной кафешке. Так что не уверен на 100% в мотивации Шарапова, а вот Куклачёва напару с Альфом с эти края точно должно тянуть со страшной силой! Город оставляет о себе несколько двойственное впечатление. Сразу заметно, что этот курорт видел и более славные времена. Часть санаториев просто стоят закрытые – некоторые из них явно брошены на произвол судьбы и в связи с этим полуразвалены/полурастащены; другие же – обнесены заборами и затянуты в маскировочные сетки – видимо, остаётся надежда, что всё еще вернется на «круги своя». Не удалось понежиться в знаменитых Главных нарзанных ваннах – надпись на закрытых дверях гласила о реставрационных работах, однако никакой активной деятельности заметно почему-то не было…
Неизгладимое впечатление производят почти все памятники, охраняемые государством. Не хочется так думать – но налицо ощущение прямой закономерности – чем хуже выглядит достопримечательность – тем сильней, видимо, её охраняет государство и тем ценее этот памятник архитектуры. Выпавшие секции перил , торчащая из полуразвалившихся ступенек арматура , осыпавшиеся края боковых полукруглых пересохших капельных водопадов – и это знаменитая Каскадная лестница ?! А памятный барельеф М.Ю. Лермонтову – разве так он должен выглядеть ?! Грустно… Поскольку ночная тусовочная жизнь мало нас интересовала – никакого мониторинга «злачных» мест я не проводил. Чисто теоретически можно предположить, что жизнь эта есть. Периодически на моем пути попадались какие-то клубы, и однажды я даже был свидетелем попытки попасть в одно из таких заведений нескольких подозрительного вида небритых молодых людей. Все они были одеты по последней местной моде – чёрные спортивные костюмы «Adidas», чёрные кроссовки и чёрные кепочки (в наших краях люди из ППС у таких обычно даже документы не спрашивают на улице – сразу «принимают», без лишних разговоров). Приехали эти «men in black» на модной тонированной «вхлам» «шахе» без госномеров. Позднее заметил, что здесь вообще очень много машин разной степени тонированности и безномерности (именно это, похоже, определяет уровень крутости владельца – а вовсе даже не год выпуска и не марка автомобиля). На некоторых машинах госномер заботливо пристроен вместо талона техосмотра за лобовым стеклом; у многих – просто отсутствует как явление, причём явно на постоянной основе. Судя по обилию хы-пятых бумеров самых первых годов рождения можно сделать вывод, что это – самая реальная «пацанская тачила» в данной местности.
Так вот, возвращаясь к режимному объекту – администратор настойчиво и очень терпеливо указывал страждущим культурной ночной жизни на висящие на улице правила посещения этого заведения, где чёрным по белому было написано, что клуб доступен только для гостей курорта, причем исключительно по паспорту с иногородней пропиской. Местным дорога туда тоже не совсем заказана, но тогда у них должна быть карта постоянного клиента. Вот так вот, всё вполне благопристойно и даже местами высоконравственно…
«Забив», таким образом, на досуговые организации, мы почти всё свободное время посвящали пешим прогулкам с регулярным заходом в питейные заведения Кисловодска В этих заведениях мы каждый божий день (да ещё не по разу!) пропускали по стаканчику-другому… свежей натуральной минералки Основная «распивочная» в Кисловодске – Главная нарзанная галерея . Она располагается в самом центре. Есть ещё несколько небольших питьевых бюветов , они разбросаны по всему городу и базируются, в основном, возле крупных санаториев. Ассортимент «выпивки» в таком «баре» невелик – нарзан сульфатный или доломитный. Бывает ещё т.н. «общий» – но он нам показался просто безвкусной газировкой. Обычно напитки «подают» холодными, однако для отдельных ценителей есть в подогретом виде. Особо рекомендую попробовать тёплый сульфатный – сразу научитесь Родину любить! Пить «абы как» нельзя, только или перед, или после еды. График работы источников поэтому жёстко привязан ко времени кормления пациентов – строго по 2 часа утром, днём и вечером. Странная привыкаемость к этой воде – сначала пьёшь её через силу. Упрямо заставляя себя и убеждая, что тебе это надо. Через какое-то время уже начинаешь получать удовольствие от ежедневного процесса, а по истечении ещё какого-то времени – начинаешь понимать, что тебе этого уже здорово не хватает и если вовремя не принял очередную положенную дозу – ломки не избежать!
Нагулялись по центральному «бродвею» города – Курортному проспекту , истоптали вдоль и поперёк знаменитый Кисловодский терренкур – лечебный парк со специально просчитанными по протяжённости и перепаду высот пешими маршрутами. Воздух здесь настолько обалденный, что его хочется взять с собой, чтобы потом, дома, еще какое-то время наслаждаться его свежим вкусом и чарующим ароматом (при чём здесь кофе «Гранд», я не понял?!). В парке просто шагу нельзя ступить, чтобы тебя не окружили стаи наглых и разжиревших на халявных семечках белок – ведь каждый посетитель терренкура считает своим долгом купить у входа стаканчик и выкормить его весь без остатка этим рыжим бестиям. Через пару-тройку лет, если дело пойдет такими темпами, они уже совсем разучатся добывать себе еду естественным способом и смогут только вальяжно переползать с дерева на дерево, с трудом перетаскивая пузо
Через парк по туристической тропе можно выйти на высшую точку Джинальского хребта в данной местности – т.н. Большое Седло . Если, конечно, вас не смущает расстояние примерно в 20 км туда-обратно и довольно крутой подъём. Для ленивых задохликов есть, понятное дело, канатная дорога и всякие прочие джип-сафари, но на семейном совете было решено, что это – не наш метод. И мы, как истинные туристы СССР (были среди нас и такие), сходили на Большое Седло пешком Забирающаяся сначала круто в гору прихотливо извивающаяся дорожка постепенно переходит в широкую тропу, ведущую по плоскогорью , покрытому цветами и густой травой. С Большого седла, с высоты почти 1500 метров отлично виден Кавказский хребет и весь район Минеральных вод. Кр-расота-а-а… В курортном парке есть масса разнообразных крупных и мелких достопримечательностей , их подробное описание и перечисление есть в любых справочниках и путеводителях. Не стану поэтому вас утомлять рассказами о них – кому интересно – можете легко найти подробную информацию. Тем более, что наши туристско-исследовательские интересы не ограничивались только пребыванием непосредственно в Кисловодске – это было бы преступно нелюбознательно И про такие обязательные пункты в наших планах, как посещение двух близлежащих вершин – Эльбруса и Домбая, я не могу не рассказать. Расстояние до обоих почти одинаковое – примерно 210 км до Эльбруса и около 180 км до Домбая. До Эльбруса я по-честному решил съездить на мотоцикле, вследствие чего очень сильно «подружился» по дороге с местными гаишниками (чтоб вам икалось всю оставшуюся жизнь, господа!). Произошло это в маленьком городишке Баксан. Повод, по которому меня остановили, был пустяшный, но дальше началась конкретная «разводка». Частично в этом виновен я сам, поскольку имел неосторожность накануне вечером несколько злоупотребить вкусными спиртными напитками. Лёг поздно, встал рано… и, теоретически, от меня действительно могло попахивать. Схема «разводки» клиента не отличалась изящностью или новизной – мне было предложено проехать на процедуру медицинского освидетельствования. А в ответ на мои скромные предположения о том, что диагностировать у меня смогут только жалкие «остаточные явления» от вчерашнего употребления было безаппеляционно заявлено, что разбираться в циферках никто не будет, просто напишут пьяный. И все дела. Вообще, пешком ходить, безусловно, полезно, и я не то что бы дрогнул или сильно испугался, но моё 6-е чувство или, если хотите, интуиция, вкрадчиво советовали мне использовать все возможности, чтобы избежать любых дальнейших контактов с представителями местных власть имущих. В родных краях с вероятностью в 90% я бы послал таких доблестных вымогателей в далекое эротическое путешествие. Поскольку всегда есть возможность обратиться в любое альтернативное медицинское учреждение и получить заключение о наличии/отсутствии алкоголя в крови и точном его количестве в промилле. Но где гарантия, что в этом городишке с населением 75 тысяч человек есть ещё хоть одна больничка, кроме той, куда меня собирались препроводить?! А что, если у них один врач-нарколог на весь район!? Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что поступаю как последний лох, поинтересовался теоретической возможностью облегчить свою участь. Процесс «выдаивания» наличности начался со слов: «Нуу, вообще это стоит у нас 20 тысяч рублей, но если клиент осознал свою вину и желает искупить на месте – то 10». По истечении минут 5-10 торговли и взаимообмена вескими аргументами, мне было заявлено, что в особо эксклюзивных случаях, а так же принимая во внимание мой статус ГОСТЯ Республики Кабардино-Балкария можно ограничиться 5-ю. Хотя это жестокий демпинг и я – очень-очень нехороший человек, упрямо нежелающий подкинуть несчастным служителям закона на бедность… Чувствуя себя распоследним падонком и обливаясь горючими слезами раскаяния, я выложил единственную (правда единственную! поскольку брал только на бензин и на канатку-еду) оставшуюся у меня после заправки тысячную купюру со словами: «Вот это – всё что у меня есть. Взять мне больше негде. Или забирай, и я поехал дальше, или пиши протокол и едем оформляться. Точка». Ну, а что ему оставалось? Разве покинуть насиженное хлебное место и потерять со мной кучу времени без особых перспектив, для него более рентабельно? Чуть позже (когда я вернулся в пансионат в Кисловодск и посмотрел карту) выяснился совсем обидный факт – мне, оказывается, и вовсе не нужно было ехать через этот негостеприимный город! Есть нормальная объездная дорога прямиком на Эльбрус, минуя этот грёбанный Баксан. Просто мой GPS-навигатор, который и нарисовал мне этот целесообразный на его взгляд маршрут, видимо посчитал, что у его хозяина в кармане слишком много денег…
Но даже это досадное происшествие не смогло испортить мне ощущение кайфа от мото-покатушек по красивейшему Баксанскому ущелью – именно через него дорога ведет к поляне Азау, с которой начинается подъём к двум знаменитым снежным шапкам Эльбруса, на высоту почти 3800 метров. Здешная канатная дорога уникальна уже хотя бы тем, что состоит из 3-х поколений подъёмников и поэтому существует как бы в 3-х временах. Первая очередь – новёхонькая суперсовременная, с полностью автоматическими комфортабельными закрытыми капсулами, вторая – довольно древний смешной вагончик с плексиглазовыми мутными окошечками, а третья, последняя – та вообще открытая моно-кресельная. Постоял на обзорной площадке станции «Мир», пофотографировал с высоты 3,5 тысячи метров величественный Кавказский водораздел , полюбовался ледником Терскол и одноимённой обсерваторией . Долго находится на такой высоте неуютно – не хватает с непривычки кислорода, да и холодок ощутимо пробирает. Спасибо мотоэкипировке – не дала промёрзнуть до костей. Скорей вниз, к теплу и солнышку, к сиротливо стоящему одинокому конику
На обратном пути, от нечего делать, долго тренировался произносить скороговоркой и без запинки непривычные нашему слуху названия некоторых населенных пунктов, встреченных по дороге. Ну вот, например: Залукокоаже. Или Тырныауз Последний, кстати, был когда-то не самым бедным городком этих краях – в те время, когда в нём ещё функционировал вольфрамо-молибденовый обогатительный комбинат. Это градообразующее предприятие в настоящий момент, увы, не работает, шахты закрыты, в связи с чем городок нынче производит не сильно позитивное впечатление да и население его поредело с тех пор практически наполовину. На какое-то время остановился подивиться на мутные, стремительные и очень холодные воды горной реки Баксан , давшей название ущелью и всему району, и на коварные каменные оползни , столь нередкие в этих суровых краях. Ну, пора и честь, как говорится, знать…
Собираясь в поездку на Домбай, долго терзался сомнениями – ехать своим ходом или плюнуть на всё и поехать по-стариковски с организованной экскурсией на автобусе. Сейчас уже не смогу со 100% уверенностью сказать, что же послужило последним и окончательным доводом в принятии столь судьбоносного решения, но постыдный факт остаётся фактом – верный коник остался стоять на стоянке в пансионате. А я, вместе с братом, мамочкой и ещё кучей несчастных, невыспавшихся и зевающих отдыхающих, обрёк себя на почти 4-х часовое укачивание в туристическом автобусе. О чём, не проехав и половины пути, пожалел и жалею до сих пор Самый угнетающий меня лично фактор в таких организованных коллективных поездках – это зависимость. Мало того, что тебя жёстко ограничивают во времени, так ты ещё не можешь свернуть в сторону с дороги, остановиться там, где хочешь и сфотографировать именно то, что хочешь. В результате мы просто транзитом проехали через Тебердинский биосферный заповедник прямиком до посёлка Домбай а потом стремительным домкратом так же умчались обратно. Понятно конечно, что остановка на 1-2 часа при общей площади заповедника в 85 тысяч гектаров мало бы что дала в познавательном плане – туда надо ехать как в беззаботном детстве – на 3 месяца, на все летние каникулы. Но, в общем и целом, неприятный осадочек всё равно остался… Спасибо, что хоть выделили немножко драгоценного времени запечатлеть на память и попробовать на вкус реку Улу-Муруджу Разнообразных канаток , поднимающих на вершину горы Домбай-Ульген, нынче пруд-пруди. Мы старались пользоваться только открытыми кресельными, чтобы в полной мере ощутить восторг от окружающих пейзажей и не дистанцироваться от природы . У таких подъёмников есть еще один громадный плюс – они позволяют сойти и задержаться сколько нужно на каждой из станций пересадки по пути всего подъёма. А поскольку станций таких сейчас целых 5 – то и возможностей для восторженных вздохов, при наличии времени и желания, вам предоставится уйма. Знаменитое «летающее блюдечко» никуда не делось, всё так же стоит на приколе недалеко от самой нижней станции. С предпоследней и последней станций, с высоты более 3-х тысяч метров, удобней всего любоваться на домбайскую поляну ; а ещё можно попытаться отыскать и разглядеть маленькое далёкое синее пятнышко альпийского лагеря , рассмотреть с различных точек сетку реки Теберда, восхититься «гордым красавцем» Эрцогом … Рассказывать про горы словами я не возьмусь… ну, не обладаю я таким уровнем мастерства владения словом, чтобы описать и донести до вас все те чувства и ощущения, которые возникают там… Банальным же быть не хочется Если совсем лаконично – это простор, мощь и свобода . По-другому мне никак не выразить. С художественной точки зрения всё уже давно сказано Юрием Иосифовичем и Владимиром Семёновичем. Просто послушайте песни или почитайте стихи этих достойных людей. А ещё лучше – съездите сами. Посмотрите сами. Поднимитесь-спуститесь сами. Вдохните этот воздух сами. Ощутите, прочувствуйте сами. Оно того стоит, поверьте От себя могу только сказать, что зелёный и уютный Домбай, и в общем и в частности, понравился мне значительно больше, чем холодный, суровый и неприступный Эльбрус.
На обратном пути невольно обратил внимание на довольно часто встречающиеся мечети в населенных пунктах. С одной стороны – это не очень удивительно – всё-таки Домбай находится на территории мусульманской Карачево-Черкессии. А с другой – я не видел такого их количества при поездке на Эльбрус в Кабардино-Балкарии, хотя мусульманство там тоже больше должно быть распространено, чем христианство …Загадка… А скорей всего, просто от безделья начал слишком внимательно смотреть по сторонам – когда сам был за рулём – такой возможности просто не было… Вторым доступным развлечением в автобусе было сравнение 2-х кусков карты «Дороги России» в GPS-навигаторе, который ездил со мной и на Эльбрус и на Домбай. Интересным и познавательным этот процесс не назовёшь – поскольку сравнивать было нечего! Два абсолютно пустых, неотрисованных вообще никак, полигона для примерно 50 последних километров дороги до гор. Видимо, таких топографистов как А.В. Пастухов, памятник которому стоит на вершине Машука в Пятигорске, в этой стране теперь уже не делают, а его современные последователи и коллеги никак не могут (или не хотят) добраться до этих относительно диких мест.
Пятигорск мы посетили исключительно в экскурсионных целях – очень хотелось посмотреть лично на знаменитый Провал и Цветник – ну помните, там, где Остап Сулейман Берта-Мария Бендер-Бей продавал входные билеты, а Киса Воробьянинов просил милостыню? Провал с тех пор очень сильно облагородили, Великий Комбинатор, думаю, сильно удивился бы, увидев такой «евроремонт», а ещё больше расстроился бы, узнав, что денег за вход в эту красоту так и не берут ни копейки По внутренней же сущности, Провал по-прежнему представляет собой большую зеленоватую лужу пузырящейся дурнопахнущей минералки. Посмотрев изнутри, я не поленился слазать снаружи наверх сооружения – посмотреть первозданный вид. Наверху наткнулся на сплошной высокий проволочный забор, но разве ж нашего человека остановишь какими-то там барьерами!? Пару эксклюзивных кадров всё же удалось заполучить, хотя оттуда он выглядит совсем непрезентабельно – большая дыра в земле, ничего примечательного.
Пятигорский парк «Цветник» являет собой довольно большое и культурное место отдыха, хотя он не такой обширный и полезный для прогулок, как кисловодский. Одна из аллей полностью отдана торговцам сувенирами и вообще всякой бесполезной фигнёй. Прогулялись наверх до знаменитого орла , ну и уж конечно никак не могли пройти мимо и не подать денюшку отцу русской демократии и особе, приближённой к императору . На канатке, в смешном крохотном вагончике, поднялись на вершину горы Машук, чтобы оттуда полюбоваться мощью пятиглавого Бештау и красотой раскинувшегося внизу Пятигорска . Наверху есть кафешка , в которой подают очень вкусный люля-кебаб и замечательную местную самодельную настоечку – категорически рекомендую
Поскольку никакую местную мото-тусу мне за 10 дней отдыха обнаружить не удалось, а так же отчаявшись дождаться в гости кого-нибудь из мото-братьев КМВ, я решил, что напрасно жду у моря погоды. Прокатился до Ессентуков, надеясь, что наверняка застану хоть каких-нибудь двухколёсных в недавно открывшемся там байк-баре с киношным названием «Реальные кабаны». Несмотря на вечернее время, не нашел там никого. Ну, будем считать, что судьбе зачем-то было угодно, чтобы я так и уехал из этих краёв, ни с кем лично не познакомившись. Раз отведать местного пивка в тёплой компании не удалось – поехал пробовать местную миненералку . После уже ставшего привычным Нарзана, водичка Ессентуки №4 и №17 показалась сильно солёной, но зато взбодрила свежестью и новизной вкуса Как начинающий эндурист, которые как известно, постоянно тяготеют к различным off-road процедурам, не смог проехать мимо ГРЯЗЕлечебницы им. Семашко Построенное в стиле древнеримского (а может древнегреческого – х.з., я же не дядя Юра Синкевич) храма – это одно из самых необычных и заметных зданий не только в Ессентуках, но и, на мой взгляд, во всех КавМинВодах. Несмотря на то, что городок сам по себе крошечный – раза в 2 меньше Кисловодска и раза в 3 – Пятигорска – именно его облюбовала для себя Администрация КавМинВод. По-видимому, знают что-то такое , особо секретное, что не дано знать простым смертным приезжим. Подытожив, таким образом, программу своего пребывания в этих благословенных краях, я начал потихоньку подсобирываться в обратный путь.
Чтобы по дороге домой обойтись без излишнего рукоблудия при смазке цепи, мне необходимо было как-то решить вопрос с восстановлением функциональности центральной подставки. В небольшом местном автомагазинчике я приобрёл за смешные деньги некую, отдалённо похожую на оригинальный утерянный крепёж, запчасть. В своём первозданном виде она не совсем подходила к месту, так что пришлось её несколько доработать при помощи мата, ножовки по металлу и напильника. Нескромно похвалюсь – Самоделкин отдыхает Девайс проработал без нареканий все 3000 км и работает до сих пор.
Дорога домой.
День первый. Кисловодск-Азов.
Мой маршрут в обратную сторону несколько отличался от маршрута Екб-КМВ, в связи с тем, что на обратном пути мне нужно было всенепременно проехать через город Азов. Именно там нынче, по долгу службы, обитает широко известный в узких кругах екатеринбургских мотоциклистов/байкеров, а так же любителей/ценителей халвы и казинаков Марлен Рустемович (он же Фантом, он же Магеллан). Программа моего пребывания в Азове по протоколу состояла из трех наиважнейших пунктов:
1. Передать Фантому Магеллановичу некий ценный дэвайсик, навязанный мне в дорогу нашим общим знакомым Константином Александровичем (ака Мумитроль).
2. Попасть на закрытое секретное предприятие, дабы своими глазами узреть чудо создания халвы и казинаков.
3. Выпить вотки за встречу.
Был еще один, непротокольный пункт - личная встреча и знакомство с ростовским мотоциклистом Сашей Чернышовым, известным так же как Скиф, с которым мы до сих пор (больше года, наверное) общались исключительно виртуально. А познакомиться нам довелось на почве обоюдной любви к локомотиву Honda X-4 (это факт привносит особую толику юмора в сам факт знакомства, поскольку я поменял уже второй BMW после «икса», а Александр и вовсе не имел его никогда – продав своего 600-го «стыда», он лелеет мечту купить H-D Sportster) Был у меня и некий корыстный мотивчик для этой встречи – поскольку Скиф профессионально занимается фотографией (http://www.chernyshov-as.com) – я хотел озадачить его высокохудожественной гламуррной композицией «Я и любимый мотоцикл».
Дорога до Азова много времени не отняла (всего-то порядка 650 км от Кисловодска, да по хорошей погоде). Встречающая сторона в лице Марлена Фантомовича определила меня на постой в свежеснятых 4-х комнатных стометровых хоромах, познакомила еще с одним обитателем этой квартиры – близким родственником по имени Рефат и умчалась по делам. Я же тем временем принял активное участие в увлекательном процессе сборки разнообразных и столь необходимых в пустой квартире предметов мебели. При помощи железной мужской логики, пары немудрёных инструментов и нескольких непереводимых идиоматических выражений нам с Рефой удалось буквально за какие-то 3-4 часа превратить хаотично разбросанный комбинированный металло-древесно-стружечный паззл в некое подобие шкафов и кроватей. К сожалению, начавшийся и продлившийся весь вечер и всю ночь дождь, напрочь загубил на корню все мои грандиозные планы: накрылась медным тазом мото-экскурсия по городу, на купании в Азовском море пришлось поставить жирный крест, а промокший по дороге и не взявший фотоаппарат Скиф разбил вдребезги наши (мои и мотика) мечты о фотосессии на фоне медленно и неотвратимо уходящего за горизонт солнца… … ну хорошо, пусть не солнца, пусть на фоне противного дождика и соседней «хрущёвки». Пришлось ограничиться обещанной гостеприимным хозяином экскурсией на завод с краткой лекцией и небольшим посвящением в технологические тонкости производства (не пытайте меня, всё равно ничего не скажу, я подписку о неразглашении давал! фоток тоже не будет – фотоаппарат при выходе отобрали, карту памяти засветили, вот ) и посиделками в кафе узбекской кухни. Но зато я теперь точно знаю, для чего в халву добавляют экстракт мыльного корня, какой вкус у ещё горячего казинака, и где я буду жить, если в следующей жизни мне суждено быть хомяком… О-о-о, эти две огромные ямы, доверху наполненные очищенным семенем подcолнечника… до сих пор стоят перед глазами
День второй-третий.
Азов-Уфа.
Привычные всем уральцам 2-3 дневные дожди совершенно не характерны для этой местности, а потому утром в среду, 3 сентября, я выехал из Азова уже по относительно хорошей погоде. Торопиться было особо некуда, поскольку прибыть в пункт постоянной дислокации мне надлежало к вечеру 5 сентября (субботе) – для того, чтобы успеть встретить рейс Минводы-Екатеринбург. Расстояние порядка 2,5 тысяч километров уже не вызывало нервной дрожи, я просто катился и катился в свое удовольствие… Проезжая по левому берегу матушки-Волги, мне на мгновение показалось, что еду не в ту сторону! Такое ощущение, что вернулся назад, к морю… Пейзажем навеяло По большом счёту, вот на этом можно было и закончить свой отчёт об этой поездке, если бы не два довольно показательных и любопытных момента, произошедшие на второй день дороги к дому. Где-то непосредственно перед или сразу за (не помню сейчас уже точно) местечком с революционно-пролетарским названием Октябрьский меня остановили на стационарном посту, к слову сказать – первый и единственный раз за весь обратный путь. Но зато, в виде компенсации, «пытали» по полной программе. После стандартной проверки документов очень строго, очень долго и очень нудно пытались выяснить, что же у меня находится в сумках, не везу ли я чего-либо такого-этакого, запрещенного и нелегального? Я, в свою очередь, так же нудно пытался шутить, что даже если у меня кофр битком набит гранатами, а сумка на баке – героином – я ведь всё равно об этом никому и никогда честно бы не сказал… Вообще с ч/ю у этих пацанов совсем плохо, оно даже принудительно никак не активируется. Тяжёлое детство и деревянные игрушки, прибитые гвоздями к полу, видимо, сказываются… Дальше юморить с ними не рискнул, ибо закончиться всё могло только одним – пришлось бы отцеплять, снимать и распаковывать весь багаж – время у меня на это было, но не было не сил, не желания. Постарался рассказать в подробностях и нюансах, что везу и в каком количестве. Благоразумно при этом умолчав, что под топ-кейсом возвращается домой любимая резинка дубиновая (не мог же я её коварно бросить на чужбине!), а в одной из сумок едет 50-ти сантиметровый кавказский кинжал , купленный в качестве памятного сувенира в Кисловодске. К нему, конечно, прилагался паспорт завода-изготовителя с синенькой, красивой и даже похожей на настоящую печатью, в котором было написано, что данный девайс не является холодным оружием, но ведь это же, по большому счёту, просто бумажка, не более того… было бы желание, а докопаться, как известно, можно даже до фонаря. Всё закончилось тем, что… нет, не угадали – меня не отпустили. Они позвали на подмогу третьего! Он оказался кинологом, и следующие несколько минут меня и мотик тщательно обнюхивала довольно миролюбивая по внешнему виду овчарка. Её абсолютно пофигистичная реакция на нас обоих окончательно убедила их в том, что я совершенно неинтересный и бесперспективный тип бродяги-путешественника, а стало быть – внеочередное звание или хотя бы квартальную премию на мне не заработать…
Второй достойный внимания эпизод – последняя моя ночёвка перед возвращением домой. Было это где-то совсем рядом с Уфой. Собственно, только этим фактом близости крупного города и можно попытаться объяснить мою роковую ошибку в выборе места для постоя. Спонтанно возникшее (ошибочное!) ощущение, что дальше – уже город, а значит – полное отсутствие недорогих мест для ночёвки и спровоцировало этот приступ малодушия, вылившийся в категорическое нежелание продвинуться чуть дальше и поискать более цивилизованное местечко. Назвать данное заведение мотелем или гостиницей – язык не поворачивается, ибо сравнивать эту ночлежку со всеми мотелями, в которых мне приходилось останавливаться по дороге туда-обратно – всё равно, что сравнивать Атриум Палас Отель в Екб и Дом Крестьянина в каком-нибудь Урюпинске… В моё распоряжение был предоставлен шЫкарный двухместный «сьют» с отдельным входом (двухместный – видимо потому, что кровать шире одного метра). Там присутствовали: кресло –1 шт.; деревянная полка, поставленная вертикально и старательно изображавшая тумбочку – 1 шт., вешалка – 1 шт., кровать (на кирпичах вместо ножек) – 1 шт. А так же элементы роскоши: лампочка, жалюзи, 2 батареи на стене и 2 коврика (вот! точно – двухместный люкс!). Оставшаяся свободная площадь при таком концептуальном интерьере позволяла играть если не в футбол, то в хоккей с мячом – точно.Душ – только в мечтах, стратегически важный туалет – классический деревянный сарайчик во дворе… Живое воплощение мечты о смертоносном биологическом оружии сумасшедшего учёного-экстремиста – запах, доносившийся из сарайчика, убивал все живое на 3 метра вокруг Умывальник, он же рукомойник – один на весь мотель, в столовой. Альтернатива ему – пустая обрезанная большая бутылка с водой, перевёрнутая и прибитая гвоздями к углу сарайчика. Несмотря на наличие столовой, еда предусмотрена была лишь теоретически, поскольку продуктов именно сегодня, как мне сказали, не подвезли. Специалист по логистике, видимо, подвёл… Самое печальное, что спасительной огненной воды тоже не было! Кое-как сварганили какое-то подобие яичницы, завтракать перед отъездом на следующее утро пришлось этим же. Такое вот эконом-диет-меню. За все эти прелести цивилизации с меня, без особого стеснения, «слупили» 500 полновесных российских рублей, не забыв при этом ещё приплюсовать полтинничек за якобы охраняемую стоянку. Отдельная песня – это общение хозяина сего заведения со своими наёмными работниками. Представьте себе мизансцену: очень-очень долго он пытается одному из них объяснить (по-русски) куда тому нужно пойти и что следует сделать. Оппонент издали что-то всё время спрашивает/уточняет (на каком-то, видимо, местном тарабарско-башкирском диалекте – потому что я ни слова не понимаю). Каждые полминуты общения голос поднимается на полтона выше… потом терпение босса заканчивается. Дальше – момент истины – он наклоняется, поднимает с земли камень и по-театральному правдиво изображает замах, как будто пытается отогнать надоедливую брехливую шавку… и это действует, чёрт возьми! Вялой рысцой чудо-работничек устремляется на выполнение своей трудовой повинности… Думаю, всем директорам, испытывающим проблемы с мотивацией своих сотрудников, имеет смысл взять на вооружение Отдыхалось мне неважно - всю ночь не давала спать мысль, что утром у меня много шансов найти свой моц разобранным на сегменты т.н. охраной стоянки с целью посмотреть, что же там внутри… Но обошлось, возможно потенциальных мародёров-исследователей отпугнула его боевая раскраска состоящая из многочисленных трупиков летающих насекомых.
Встал пораньше и почёл за благо убраться оттуда побыстрее. Я думаю, вы уже догадались, в чем заключена мораль этого эпизода – конечно, в течение ближайших 20 километров я обнаружил еще минимум 3 различных гостиницы/мотеля, один только внешний вид и месторасположение которых служили немым укором моему вчерашнему припадку неуверености в себе и своих собственных силах. Более ничего особо примечательного, о чём непременно стоило бы рассказать или чем стоило бы поделиться, на всем протяжении обратного пути не произошло. Мой организм меня не подвел, так же как и мотоцикл не дал ни малейшего повода усомниться в своей надёжности и работоспособности. Правда, принимая во внимание его стоимость – он должен безупречно работать теперь лет 10 подряд, чтобы хотя бы наполовину оправдать моё доверие
Путеводный GPS-помощник Garmin Colorado не выдержал испытаний российской действительностью. Точнее, сам навигатор работал относительно исправно, но только на автономном питании. Накрылся usb-порт, через который подключается кабель для питания от бортовой сети мотоцикла. Не знаю точную причину, но подозреваю что это – слабое место данной модели + совокупность определённых факторов (постоянная тряска, крайне неблагоприятные внешние условия, а главное – регулярное подсоединение-отсоединение данного девайса туда-сюда – на каждой заправке, приёме пищи, остановке и т.д. и т.п.). Поскольку оставлять его на мотике безнадзорным – совсем не вариант – только зря охотников за чужим добром провоцировать.
В субботу, 5 сентября, примерно в районе «five-o-clock» я уже был в родном городе, гостеприимно встретившим меня непривычно тёплой и сухой погодой. Вечером этого же дня, предварительно поменяв 2 колеса на 4, я встретил в Кольцово долетевших и приземлившихся без приключений мамочку и брата. Езда на машине НЕприятно удивила отсутствием привычной динамики, НЕвнятно шепчущим выхлопом и НЕвозможностью движения в межрядье При этом моя, изрядно потёртая об мотоседло и успевшая стать более плоской задница, настойчиво намекала мне, что лично её автомобильное кресло вполне устраивает
Огромное спасибо всем, кто меня поддерживал и переживал за меня во время этой поездки (особенно – родным и близким).
Отдельная (маленькая) благодарность – тем, кто мне хотя бы просто не мешал.
Немного сухих цифр:
Пройдено порядка 6000 км.
На бензин истрачено около 5,5 тыс. рублей (или примерно 270 литров).
Средний расход составил 4,5 литра /100 км.
На мотели и еду истрачено около 3,5 тыс. рублей.
Стоимость 1 км составила в среднем 1,5 рубля.
Проживание и питание в Кисловодске (10 дней) – 8 тыс. рублей.