|
|
Путешествие на Терский берег. 13 дней, открывая Русский север.
Действующие лица:
Андрей ака "Сапог" на Yamaha
XTZ660 Tenere
Константин ака "Dark" на BMW 1200 GSA
Предисловие.
Идея поехать на фестиваль "Терский берег 2014", 5-й по счёту обговаривалась ещё в сезон 2013. Возможность посетить Белое и Баренцево моря, увидеть Мурманск, Североморск, Северодвинск и, самое главное, природу северного края, сотни раз виденную на сотнях фотографий в десятках отчётов, манила и звала. Готовиться начали с начала 2014 г. Начали от разговоров "за жизнь" до составления планов поездки. Прочитан не один десяток отчетов, хотя все равно белых пятен было много. Интересно анализировать свои мысли о поездке, которые были до начала, теперь, когда поездка завершена. Каким бы не был практичным и логичным человек, особенно взрослый и повидавший, все равно, воображение рисует картины на основе чужих слов и отчетов. И вот уже «ребенок», живущий внутри каждого из нас рисует в воображении безлюдные территории с редкими населенными пунктами, медведями, пересекающими дорогу и мошкарой, готовой сожрать тебя заживо, стоит только остановиться…
Итак, за месяц взяты отпуска. За неделю начат неспешный сбор вещей в дорогу.
Прогноз погоды рисует неутешительную картину, дожди на недели вперед. Но нам отступать некуда (хотя некоторых это вынудило отказаться от поездки)
За два дня накануне поездки Андрей приехал из Подмосковья ко мне, в Череповец. Хорошо промокнув по дороге. Дождь станет спутником нам надолго. Солнце, хорошо прогрев нас в конце мая, в июне полностью забыло свою роль в ходе летней пьесы. Перед поездкой ревизия мота Андрея.
Вот так, все в отпуск на Юга, и лишь немногие направляются на Севера.
1-йдень.
Череповец - Кириллов - Вытегра - Пудож.
День старта. Выехали в дождь. Заправились в Череповце. В Кириллове заехали в монастырь, посмотрели сам комплекс монастыря и выставку воины-рыцари. 100 руб. Экспонаты интересные, но одна небольшая комната- хотелось бы больше.
Дорога Череповец – Кириллов хорошая. В Кириллове есть заправка. После Кириллова поплутали, заехали на грунтовку, спасибо «гармину». Вернулись на трассу. До Вытегры по дороге заправок не встречали (а это под 200 км). Дорога нормальный асфальт, только перед шлюзами есть разбитые участки. Вообще дорога- это место остаться наедине с собой, особенно для мотоциклиста. Обдумать недодуманное. Вот пахнуло с дороги запахом березовых поленьев в печке. Вспомнились деды, деревенская банька, я пацаненком, и такой же запах поленьев. Воспоминания... В Вытегре заехали в музей Подводная лодка «Б-440». Очень рекомендую к просмотру, хотя многое с лодки было снято, от дизелей оставили только головки, аккумуляторы сняты, в рубке иллюминаторы заварены. Билетыпо140 руб.
Встретили троих собратьев из Мурманска, едут во Владик!!! Удачи, парни! В Вытегре один из нас забыл заправиться, пришлось возвращаться. Заправились. До Пудожа заправок не встречали. В Пудоже вселились в кемпинг Уют,
1600 р за двухместный номерПопросили обогреватель, высушили всю промокшую одежду, ибо дождь вливал всю дорогу.
2-йдень.
Пудож - Медвежьегорск - Беломорск.
Утро сумрачное. Заправились на выходе из Пудожа. А дорога похуже. Первые 60 км.- как после бомбежки, ямы да канавы. Каждый из нас поймал по яме аж до пробоя вилки. Машины объезжают понемыслимым траекториям, мы тоже задействуем сразу по две полосы. На пол –пути до Медвежьегорска начались участки с фрезерованным асфальтом,
1 км срезанный,
1 км не срезанный. Разгон-торможение. Последние 15 км, включая город – асфальт срезан фрезой. В Медвежьегорске посмотрели укрепсооружения на горе "Лысуха", превращённой финнами в укрепрайон (подземные штольни в два яруса, боевые амбразуры, стальные пулемётные гнёзда).На этой горе снят не один фильм про войну. По дороге остановились перед мостом попить чайку напротив красивой деревянной церкви. От дороги отъехали по берегу метров 200, чтобы не нервировать служителей охраны моста, а то ведь, мотоциклисты, они ведь такие, могут вызвать недоверие. Угостили местного хозяина берега, пса, печеньем. Горячий чай он пить отказался.
Вышли на федералку. Красота. Автобан, хоть и двухполосный. Ведь могут же дорожники. На заправке ТНК пообедали. Весьма качественно и не очень дорого.
300 р. За комплексный обед. Поворот на Беломорск. Дорога похуже, но на твердую троечку потянет. Шлюзы. Повернули на кемпинг, стоящий в 6 км от города, в котором планировали остановиться – не понравилось. Поехали в город. Удручающее впечатление. Город как будто застрял в 90-х. Все обшарпанное и серое, дорог почти не осталось. Магазины и палатки, так знакомые по постперестроечным временам. Зато почти в каждом палисаднике «японский садик» с камнями:
Подъехали к гостинице. 3400 за двухместный номер,
"За что"? Очень любите деньги?!!
" Поехали в следующую - "Беломорск"
1700 р за номер. Но есть только на день.
Администратор предложила гостевой домик. Поехали.
1500 за сутки, душ, обогреватель, что ещё надо... Очень рекомендуем: хозяйка гостевого домика Ирина, + 7 921 222 10 12 Сварили кашу на примусе в котелке, гречка с тушенкой, чай,
- вкуснота!!! Удивительно, но ощущение 90-х поддерживало даже единственное ФМ радио, которое нам удалось поймать, радио «Поморье». Репертуар–попса из 90-х. Окрестили данное радио «радио«Помойка»»за созвучие. Да простят нас местные жители за это. ТО Андрюхиному байку и спать.
3-йдень.
Беломорск. День отдыха.
Решили его потратить на визит на Соловки. Порт производит тягостное впечатление. Здание вахтера с осыпавшейся штукатуркой, заброшенные здания с пустыми глазницами окон. Запустение. Прямо порт-призрак какой-то. От гражданского флота в более чем двадцать единиц осталось одно судно.
Купили билеты.
Ветер и пасмурно.
Поплыли, штормит, 45 минут, шторм усиливается, волны захлестывают на вторую палубу. Капитан принимает решение возвращаться в порт. Ливень. Но есть и положительный момент, бесплатно покатались по волнам, ибо деньги вернули. Попробуем попасть на Соловки на обратном пути, из Кеми. Возвращаемся в гостевой домик. Разговариваем с хозяйкой за жизнь. Работы в городе нет. Огромный рыбзавод, успешно работавший в Советское время, обанкротился, сменил десятки хозяев и подрастерял рабочие места. Только туристы в общем-то и дают городу хоть какой-то заработок. Магазинчики, такси, гостевые домики. Вот так и живут. Кто как… Поужинали в кулинарии, 150 р, достаточно вкусно. На завтра в Кандалакшу.
4-йдень.
Беломорск - Кандалакша.
Опять дождь. Выезжаем на федералку. Дождь усиливается. За 85 км до поворота на Лоухи начинается ремонт дороги, протяженностью 40 км.
По дождю, да по срезанному асфальту, да с грунтовыми участками. "Вы просили «адвенчуру», их есть у меня". Проехали, это можно потерпеть, главное, чтоб у людей дорога до Мурманска стала хорошей. Перекрёсток на Лоухи. Заправка, о-го, тут уже дюжины две таких же двухколёсных. Заправляется. Кстати, от поворота на Беломорск до поворота на Лоухи, это первая замеченная заправка, а это под две сотни км перегон. После заправки до поворота на Кандалакшу ремонты дорог встречались ещё не раз, а пару десятков, но протяженностью по меньше, км два максимум. А по дороге мелькают тысячи озёр, деревья растут буквально на каменных глыбах, раскалывая их с течением лет. Вспоминается название фильма "И на камнях растут деревья". Наверное, это сравнение приходит в голову многим. Величественная, и в то же время какая-то аскетичная красота. Начинают появляться сопки, покрытые лесом. И от вида забываешь про дождь, хоть уже промокли так, что дождевики не спасают. В перчатках, сапогах, в шлеме есть вода. Скажу более, от дождя умер мой как бы водонепроницаемый навигатор, Neoline. Но эта не последняя жертва дождя, у Андрея умер крэдлот 550 Гармина, признанного водостойкого навигатора для мотоцикла. Вот такие дожди. Как там было в "ФоррестГамп»: Однаждыначалсядождьинепрекращался четыре месяца. За это время мы узнали все виды дождя: прямой дождь, косой дождь, горизонтальный дождь, и даже дождь, который идет снизу вверх. (One day
it started raining, and it didn't quit for four months. We been through every
kind of rain there is. Little bitty stingin' rain... and big ol' fat rain. Rain
that flew in sideways. And sometimes rain even seemed to come straight up from
underneath.) Совсем как у нас. А вот и Кандалакша. Доезжаем до мотеля "Крестовая гора", заселяемся,
1500 р за номер. Здание из цилиндрованного бревна, в номере душ, обогреватель,
- красота. Быстрей сушиться.
В мотеле уже заселись двухколесные собратья. Ужинаем вместе. Последние сводки с дорог. Один разложился на ремонте дорог после Лоухов, идя на обгон – мотоцикл уехал на эвакуаторе. И что характерно, как рассказывал пострадавший, в течение трех часов не одна машина не остановилась. Помогли только двухколесные. Далее человек поехал с товарищем на слет на авто. У ещё одной пары пострадала девушка, упав в Вологодской области – перелом ноги, но она вдвоем с парнем успели вернуться в Москву за автомобилем и продолжают путь на слет на авто. На улице полно мошкары. Надеваю москитную сетку. Вид замечательный. Лес, природа. Зимой здесь лыжная база, есть подъёмник. А пока здесь мы. Набираем воды в роднике на чай. Чаепитие перед сном и баиньки. Завтра в дорогу.
5 - день.
Кандалакша–точка лагеря (N 66°17′ 46.38, E 36° 23′ 24.14).
Ура, на улице нет дождя! Позавтракав, выдвигаемся. До Умбы асфальтовая дорога. На выезде от Кандалакши открылся вид на море. Его цвет на солнце был действительно белый, вернее как полированный алюминий. Очень красиво! В Умбе заправляемся и закупаем провизию. От Умбы, по нашим сведениям, должна быть грунтовка. Но и тут приятный сюрприз - до 66-го км асфальт и дорожники продолжают его укладывать. Глядишь, до Варзуги появится асфальтовая дорога. Дальше хорошо указанная грунтовка, на дорожной резине не очень комфортно, но терпимо. Был бы дождь, вот тогда было бы совсем плохо.
117-йкилометр, и вот поворот в лагерь фестиваля. На входе купили сувенирные нашивки и футболки. Ура, мы доехали!
6 - йдень.
Точка лагеря - Кузомень - Умба.
Подъём, водные процедуры и завтрак.
В лагере около 400 человек, в основном на всех видах эндуро, больших и малых, но есть и асфальтовые туристы и даже настоящие "американские легенды" и «английские аристократы».
Народ просыпается, вновь звучит музыка, типичные фестивальные картинки... После обеда приглашенный профессор минералогии устроил экскурсию по аметистовому берегу и рассказал интереснейшую историю возникновения минералов, совмещая это с прогулкой по "корабельному" мысу, где увидели сам мыс «Корабль»с его известным камнем. Затем джип-бросок в Кузомень, покататься по самой северной песчаной пустыне. Вдоволь накатавшись по песку, достигли села Кузомень (карельск.
Kuuziniemi - букв."еловый мыс").
Посмотрели на реку, повстречали бабушку, которая немного рассказала о истории деревни. Во времена Великой Отечественной село было большим, жителей раз в десять больше, чем сейчас. Была школа-интернат. Сейчас молодежь перебралась в соседнюю Варзугу… В селе есть неплохой магазин с неплохим ассортиментом. Закупились мороженным. На выходе из магазина три лошади (реальных лошади) попрошайничали еду. Пора в лагерь. Возвращаемся. Хочется поблагодарить организаторов фестиваля за слет, и особенно Макса «Падучего», благодаря которому у нас появилась возможность и весомая причина для подобной поездки. … Пора собираться в путь. Двинулись на Умбу. По пути заехали на маяк.
В Умбе поселились в Гостинице,
500 р с человека. Назавтра путь в Мурманск.
7 - йдень.
Умба - Мурманск.
Уже знакомая дорога до Кандалакши.
В Кандалакше заправка и на федералку М18. Позавтракали в придорожном кафе.
По дороге появляются сопки Хибин. Красиво! Перед Мурманском ремонт. Въезжаем в город. Находим нашу мини-гостиницу и заселяемся. По 1500 р за сутки. Мотоциклы на стоянку и пешая прогулка по близлежащему району. Андрею удается частично реанимировать крэдл гармина, питание от бортовой сети восстановлено, но прибор самопроизвольно уменьшает яркость экрана до нуля. «Летим» без приборов.
8 - йдень.
Мурманск и окрестности.
Решили съездить в окрестности Североморска. По нашим данным КПП расположены при въезде в город. Ан нет. КПП стоят прямо на дороге, км в 5 от города. Жаль, хотелось хоть издалека увидеть подводные атомоходы в порту. Разворачиваемся. Едем на памятник Алёше.
На мемориале открывается красивейший вид на гавань и город. Все, как на ладони.
Виден даже ледокол Ленин. Нам к нему. Подъезжаем в порт, где зашвартован атомоход. Он превращён в музей. Осматриваем.
Посмотрели Военно-морской музей Северного флота.
Дальше прогулка по городу.
9 - йдень.
Мурманск - Кемь.
550 км уже знакомой дороги, с её ремонтами, но уже без дождя. Температура местами поднимается до 34 градусов. По мне, это лучше, чем холод и сырость. Обязательная фотография у стелы "Полярный круг".
Поворот на Кемь. Типичная, посредственная, но все же асфальтовая дорога. В Кеми заселяемся в "Кузова",
5220 р за два дня за двоих с двумя завтраками и двумя ужинами. Немало... Кемь, хоть и показалась мне чуть чище и не такая разбитая, как Беломорск, все же параллель просматривается. Видно, что город бедный, много зданий заброшенных и полуразрушенных. М-да...
Останавливаемся в гостинице (Туристический комплекс "Кузова",
2-хместныйномер 1700 р/сутки +20% за бронь за 1-есутки + 50 р/сутки за стоянку), назавтра у нас намечено посещение Соловецких островов. Еще одна радость, гармин перестал самопроизвольно гасить экран (…может просох, а может одумался), так что мы теперь полноценно едем хотя бы с одним навигатором .
10-йдень.
Соловецкие острова.
Едем в порт, берем билеты(2000 р туда-обратно) на знаменитый теплоход «Василий Косяков». Туристов много, половина и треть финнов. Теплоход полон. Много людей с рюкзаками и палатками, есть и со своими велосипедами.
Два часа ходу и мы на Соловках. Пешим ходом осматриваем комплекс Соловецкого монастыря. Внешние стены очень впечатляют, особенно башни крепостной стены, сделанные из огромных валунов. Честь и хвала монахам-строителям, сумевшим построить крепость, да еще из такого материала. Посмотрел и фотоэкспозицию о репрессированных священнослужителях, которые ссылались сюда в Сталинское время.
Внутри идет обширная реставрация, но большинство зданий и экспозиций открыто для посещения.
Нам удалось обойти комплекс «Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря» и скит с поклонным крестом в Филипповой пустыни.
Поскольку территория острова довольно большая, на более детальное ознакомление желательно потратить несколько дней, как многие и делают, и, желательно, взяв с собой, например, велосипед. Расстояния большие, ногами обойти все – это та еще задача. Погода ветреная и прохладная. Глядя на неспокойное море, ловишь себя на мысли, что во время, когда острова были одной большой тюрьмой–сбежать отсюда, вплавь морем не реально. То есть, устроив заплыв. Море холодное даже летом, расстояние до большой земли около 70 км. Кстати, Соловецкие острова–это Архангельская область, код региона 29, а Кемь все еще Республика Карелия, код 10. Пора назад. Возвращаемся в гостиницу.
Вообще, мотопутешественников в Кеми много. При нас в «Кузовах» остановились двое финнов, пара из Мурманска, много мотопутешественников в самом городе. Ну а нам завтра в Петрозаводск.
11-йдень.
Кемь–Петрозаводск.
Завтрак и выезд. Впереди 550 км. До Медвежьегорска уже знакомая дорога. На заправке встречаем группу мотопутешественников, едущих в Сортавала. Жаль, в наших планах по времени мы его не можем посетить, как и Валаам. Надеюсь, еще будет возможность. Далее по дороге заезжаем на водопады Кива́ч на реке Суна. ( Высотаводопадаоколо 11 метров. ВодопадКивач—четвёртыйповеличине равнинный водопад Европы).Билеты в заповедник по 120 руб. Очень красиво. Есть музей и дендрарий.
Покупаем сувениры из Карельской березы и шунгита. В Петрозаводске заселяемся в частную мини гостиницу (1800 р за ночь).
12-йдень.
Петрозаводск-Кижи-Вознесенье-Вытегра-Кириллов-Череповец.
На «комете» (5660 р. За двоих туда-обратно + экскурсия) за 1 час 15 мин доходим до Кижей.
Погода отличная, солнце и тепло. Очень красивое место и интересная пешая экскурсия.
Помимо деревянного зодчества, знакомство с бытом онежских крестьян и традиционными ремеслами.
И хотя Церковь Преображения Господня (1714 г.) сейчас на реставрации, очень впечатляет. Многие слышали, что она была построена без единого гвоздя. А вот правда в том, что она была построена без единого железногогвоздя, а деревянные гвозди-скрепы применялись. На меня Кижи оказали самое положительное впечатление. Может, потому что деревянное строительство роднее моему естеству, но что–то доброе и позитивное чувствуется от этих мест.
Пора возвращаться. Теплоход приходит в 18-00, а нам надо успеть на паром через Шексну в Вознесенье. В 19-00 трогаемся со стоянки. До Вознесенья навигатор рисует 130 км и 1,5 часа ходу. Последний паром в 21-00. Вроде должны успеть. Ну да, ну да… Дорога началась асфальтовая, хоть и плохенькая. А по асфальту мы быстренько долетим… А вот через км 70 она вдруг кончилась, и начался укатанный грейдер, да еще с песчаной пылью. На моей туринговой резине переднее колесо в поворотах и на песке не держит на скорости 60-70 км/ч совсем. Приходится порой снижать скорость до 20-30 км/ч. И вот тут сразу же появился дефицит времени. Приходится рисковать, разгоняясь, где можно до 60. Мотоцикл колбасит. Десятки раз его отлавливал, думая, все, сейчас будет падение. Время предательски быстро убегает. До точки 4 км и время 21-00. Все. Мысленно простились с паромом и приготовились ночевать в Вознесенье до утра, до первого парома.
21-03. Вылетаем на пристань. Ура!!! Паром только разгружается и мы успели. Определенно, там, на небе покровительствуют путешественникам. Загружаемся на паром и на тот берег. Теперь можно не гнать. До Вытегры в основном тоже укатанный грейдер, хотя встречаются и асфальтовые участки. На грейдере в обочину ушел грузовик цистерна. У Андрея начинает хандрить мотоцикл. Не набирает обороты выше 3000 тыщ. И дымит. Из-за пыли подозрения на воздушный фильтр. Разбираем–нет, не забит. Решаем ехать, как это возможно. До Череповца около 300 км. Ночь. Проезжаем Кириллов. Температура местами падает до +5. Но сухо. Еще 130 км и Череповец. Доехали.
5 утра. Спать…
13-йдень.
Череповец–Московскаяобласть.
Ремонт мота Андрея. Снимаем карбюратор. Все чисто. Собираем. Не набирает обороты выше 3 тыщ. Разбираем еще дважды. Подозрения на запорную иглу. Не держит уровень бензина и дико переливает. Запчастей нет. Собираем. Будет ехать так, как получится. В 2 часа ночи он на месте. Все! Поездка пройдена. Накатано мной около 4400 км, Андреем около 6000 (в плюс Череповец–Московская область). Ощущения, похожие на те, что описаны в песне у Владимира Семеновича:
«Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.»
Денег потрачено около 30 тыс руб. каждым на бензин, проживание и экскурсии (из которых львиная доля на проезд на теплоходах). Мы оба очень довольны поездкой, и нет ни тени сожалений о потраченном времени и средствах. Для тех, кто еще в сомнениях о поездке на «Севера», наши самые лучшие рекомендации.
Некоторые заметки:
Заправки есть в крупных населенных пунктах (городах), но не всегда есть по трассе. Нам встречались перегоны между заправками более 200 км.
Из вещей, которые я брал с собой, мне не пригодились только набор тарелок и бахилы, и то только потому, что список вещей у меня был обкатан в ходе десятка поездок. И более половины вещей занимают бивуачные вещи: палатка, спальник, коврик.
Количество цивильных вещей может быть сокращено, если в Вашем плане есть остановка в гостиницах или гостевых домах, где есть стиральная машина. Вещи можно просто постирать. Тем самым уменьшить количество вещей на смену.
Про резину: все дороги проезжаемы (условно) и на туринговой резине, если нет дефицита времени и есть терпение тащится по грунтовке со скоростью 20-30 км/ч. Но я для себя решил, если поеду в следующий раз по подобному маршруту, поставлю чуть более внедорожную резину ёлочкой. Такая, например, стояла у Андрея и он себя чувствовал более комфортно на проселке. |
|
|