Решение съездить на Териберку пришло где то в середине февраля. Выложили анонс мероприятия на форуме, потом в журнале прочитал про этот слёт – и решил, что надо ехать. Маршрут и финансовый вопрос были решены уже к середине мая и больше месяца с нетерпением ждал даты выезда. По разговорам думал, что поедем пусть не огромной, но всё же компанией, а в итоге выехали в один мот. Заранее решили с Аней так – едем неспешно, по пути заезжаем везде и смотрим всё – всё таки в путешествие поехали, а не перемещаемся из Е в М.
Не успели выехать, как сразу пришлось менять запланированный маршрут – вместо северного маршрута через Кушву и о.Дмитрия поехали в Пермь напрямую, по разбитой федеральной трассе. Пермские друзья Равенсы как всегда встретили тепло, приютили на ночь. Сколько раз за год бываем в Перми, и только в этот раз узнал, что у них есть крупнейший в Европе роллер-парк. Сколько сил, денег и бетона туда вложено…
На следующий день еле встали – гостеприимство пермяков безгранично ))). В Кировской области дороги убиты совсем. Ощущение такое, что их взорвали специально, а вот починить забыли. Обошли стороной Киров и встали на ночлег в гостинице в Котельниче. С утра поехали по городу – но оба музея были закрыты – непонятно, вроде выходной день… Видимо там вместо работы ходят по музеям в будние дни )). В итоге ничего не посмотрели, кроме города и поехали дальше. Оказалось, что в Кировской области временами попадается приличный асфальт. В Вологодской та же картина – отличная дорога сменяется совершенно разбитыми участками – особенно запомнилась бетонка – суставы болели после неё дня два. А ещё запомнился памятник строителям дорог… Добрались до Тотьмы – на весь город одна заправка, одна гостиница и много старинных церквей. С утра поехали дальше – к счастью, до Вологды дорога идеальная. В Вологде посетили Собор Св.Софии и залезли на колокольню. Вид с колокольни открывается изумительный – много храмов и зелени. А внутри собора захотелось лечь на пол и смотреть на старинные фрески – красота изумительная. В Вологодский кремль уже не пошли – оставили на следующий раз. Встретили только одного байкера на эрке – долго и подробно рассказывал про хорошие дороги, и как на них попасть. Поехали дальше – заехали в Кирилло-Белозёрский мужской монастырь, но… Монастырь отдан в распоряжение музейщиков и вместо красоты старорусских построек и фресок там запах бабла – за каждый шаг готовы ободрать как липку… Зато чуть дальше по дороге обнаружили Чудотворный источник Св.Екатерины – 6км по грунтовке через поля и лес – и тишина, прохлада – хорошо. Добрались до Вытегры – посмотрели шлюзы Волго-Балтийского канала. Пока снимали шлюзы из будки вылезла тётенька-ВОХРовец с калашом и радостно сообщила, что тут снимать низзя! Пока я ей зубы заговаривал – ну не с кем человеку на посту поболтать – Аня снимала проходящий сквозь шлюз танкер. На танкере своя жизнь – сушится бельё, на качельках детишки качаются… Своеобразный речной табор. Чуть дальше обнаружили музей на подводной лодке – большая дизельная ПЛ Б-440, но внутрь не попали – поздно было уже. Но весь музейный комплекс осмотрели-облазили.
Добрались до Пудожи – долго искали гостиницу – везде дорого, стоянок нет… Пока ездили искали – подрулили ДПСники с мигалками – и в итоге с кортежем препроводили в частную гостиницу – гостевой дом. Картина была «писатая маслом» - по городку ночью несётся дпсная машина, а её догоняет мотоциклист ))). В гостевом доме и дешевле, и бонусов больше – и ужин, и банька, и чайки сцуко горластые за окном ))). С утра неожиданно холодно и морось – почти до середины дня. От Пудожи до Медвежьегорска дорога ужасная – 215 км проехали за 3 часа… Как потом выяснилось, не мы одни так шли – на Варадеро тот же участок проходили за 2 часа – ехать тяжело, бетонные плиты покрытые асфальтом – куча стыков и трещин. В Медвежьегорске не обнаружили ничего – ни памятников, ни музеев, ни церквей. Может это всё где то за углом расположено? Проехали шлюз Беломорско-Балтийского канала, прямо на берегу стоит церковь погибшим строителям канала. Дизайн необычный, построено красиво, но деревянные балки уже начали трескаться… Заглянули в Беломорск, пофоткались на берегу Белого моря. К Кеми подъезжали уже в полночь – но белые ночи позволяют ездить очень допоздна. На своротке в Кемь встретили велосипедиста из Армении. Артур Оганян едет маршрутом Якутия-Армения-Якутия, прошёл уже 12 тыс.км, часть ехал зимой, из Якутска приехал в Армению, а сейчас маршрут уже в 25тысяч едет – через Мурманск. Познакомились, встали в палатках на берегу Кеми – поговорили о его поездке – ну не знаю, я на велике в такой путь не поехал бы наверное.
Прокатились по Кеми и окрестностям – побывали на плотине Кемской ГЭС. В городе много памятников, есть даже самолёт, но удивило другое – детская игровая площадка рядом с истребителем на постаменте – суровые кемские детишки ))).
Поехали дальше – погода и дорога радует безумно. Доехали до северного полярного круга – вот где лето то живёт – температура перевалила за +30! Подъехал к стеле, не выдержал и въехал за ограждение))). Если бы не помогали подъехавшие мотоциклисты – то же на слёт ехали – пришлось бы наверно через канаву от стелы выезжать. Но «имидж ничто»!)))
Оставил на круге наклейку и поехали дальше. На стыке Карелии и Мурманской области ремонт дороги – 50км песка и щебня. А в остальном вся дорога от Медвежьегорска и до самого Мурманска – одно наслаждение. Даже те заплатки, которые иногда встречаются не замечаешь. Получил огромное удовольствие – вот везде бы так дороги были))).
На перевалах стало прохладно, но всё равно комфортно ехать. Наконец добрались до Мурманска – но фоткаться на фоне дурацкой синей таблички не захотелось и поехали в город искать красивую надпись – в итоге забрались в самый центр города, на «Пять углов» и тут… начался дождик. Поехали искать выезд на Колу – там мотогостинница. Навигатор отказался работать – тучи ему видети ли помешали, ну и заехали на горку… А там односторонка и съезд с этих улиц – по брусчатке, метров 150 и под углом градусов 40, и дождь перешёл в ливень… Я бы и посуху там не поехал, а тут ночь и дождь. С трудом развернул мот и по встречке выехал обратно, здраво рассудив, что дпсников в такой дождь не найти. В конце концов добрались до Колы и гостиницы. Хозяин гостиницы Сергей всё сделал своими руками – и ремонт, и обстановку внутри – попадаешь туда, как домой. Номера двухместные, но можно впихнуть и третью койку, два душа, три туалета – не в номерах, а на этаже – но меня вот это нисколько не напрягает. Большой зал с баром для посиделок, кухня, где можно приготовить себе еду, каминная, бильярдная – которая с лёгкостью превращается в ещё один номер – ну и большая парковка прямо под окнами. К тому же там расположен пейнтбольный центр. И всё это творение рук одного человека. Я правда не очень понял, когда Серёжа умудрялся спать – полярный день, постоянно светло, круглосуточно кто то приезжает, кто то уезжает – движуха, как в муравейнике, и всем нужен только он. Бумер и Макс«Падучий» как могли помогали и няньчились с гостями))).
Крайний справа и есть радушный хозяин мотогостинницы Сергей.
С утра обсудил маршруты с аборигенами, оставил автограф на гостевой стене ( она как раз в кухне расположена), выпили кофе и поехали кататься по городу.
Гидом для нас вызвался быть Аслан из мурманских Аль-Кашей. Возил нас по городу несколько часов, показал все достопримечательности – огромное ему спасибо. И погода радовала – солнце, тепло, свежий воздух – красота! Первым делом поехали в порт – к Ленину. Ледоколу Ленин. Вблизи впечатляет – огромная стальная махина, но экскурсии строго по времени и мы туда не попали. Кстати, на палубу почему то не пускают, водят только по внутренним помещениям.
Потом поехали к мемориалу Защитникам Советского заполярья «Алёша». Расположен памятник на самой высокой сопке города. Кстати, одно из впечатлений от Мурманска – портовый город, а расположен в горах!!! Сплошные спуски и подъёмы, кругом лесенки – несколько неожиданно было для меня))). Вот на этой самой высокой сопке и стояла одна из зенитных батарей во время войны, а сейчас там мемориал и вечный огонь. Сам Алёша – огромен, вблизи даже не сфоткать никак.
Вид сверху открывается изумительный – весь город, порт и бухта – как на ладони. Оттуда поехали к Спасу на водах – Храм всем погибшим морякам.
От храма спускается лестница к старинному маяку и памятнику погибшей АПЛ «Курск». Памятник – это часть рубки срезанная с подлодки.
Покатались ещё по городу – посмотрели, помокли под дождиком в очередной раз и отправились в гостиницу отдыхать. По пути накупили кучу сувенирчиков и начали искать, где купить местное разливное пиво – нам его настоятельно рекомендовали! А где и как в незнакомом городе найти пиво? Правильно, подъехал к машине ППСМ и задал вопрос.)) Прапор впал на полминуты в ступор – видимо не каждый день к нему подъезжает байкер и спрашивает, где пива взять. Но потом долго и обстоятельно – вместе с задержанным мужичком рассказывал, где свернуть и какие ориентиры есть по дороге))). Народу там прибавилось – приехали участники слёта и места стало совсем мало))). На следующее утро пристроил баул с палаткой в машину, взял канистру и поехали кататься. Для чего канистра? До Териберки примерно 130 км и ещё обратно, дорога плохая, а у меня бака хватает на 240-250 км по хорошей дороге – вот и разжился канистрой. Но сначала поехали в Долину Смерти – места, где проходила линия фронта. Много памятников и мемориальных комплексов, но ни один не находится в запустении.
Основной комплекс долины. Это не список павших, это список воевавших в этом месте частей…
После долины поехали дальше в сторону Печенги – заехали в закрытую погранзону – знал бы где свернуть – заехал наверно и на Рыбачий))). Природа завораживает – вода прозрачная, воздух чистейший, виды изумительные и … снег! Нашёл там даже каскад водопадов – полез по склону фото делать – не мог пройти мимо, очень красиво.
Накатавшись по долине поехали обратно в Колу и оттуда уже выдвинулись на Териберку. Заправились под завязку и погнали – поначалу дорога с асфальтом, средней убитости с кучей заплаток – ну оно и понятно – ремонтировать дорогу из-за двух небольших посёлков никто не будет… В конце – 42км грейдера – видимо когда то там был асфальт, но потом дешевле стало не латать его, а засыпать всё щебнем. В итоге ехал 20-30 км/ч, но виды вокруг изумительные, много неизвестных ГЭС. Ну и снег – куда ж без него в начале июля!)))
В итоге добрались до Териберки – через три часа )))
Что из себя представляет Териберка? Небольшой посёлок на берегу залива, местных жителей практически не видел, везде запустение и местами разруха… Чем они там живут и как существуют – непонятно. На берегу, у подобия порта, много гниющих лодок, катеров и баркасов…
Правда окружающие посёлок скалы – это красиво, непременно нужно на них залезть!)))
А в лагере постоянно что то происходит – кто то приехал и ставит палатку, кто то уже собирается уезжать, а кто то еду готовит. Купили у местных ведро мидий, сварили – но отходов больше, чем самих мидий.)) Температура ночью опустилась до +2..+1, на следующий день потеплело до +8 градусов))) Один плюс – ветра нет совсем. Ехал с целью окунуться в океан, но мне столько не выпить))). Пообщался и познакомился со многими приехавшими, побродили по окрестностям, полазили по скалам и по причалу – вернулся в лагерь и отметил, что не курил уже почти 6 часов – воздух чистейший, чуть курить не бросил))). Ближе к вечеру привезли живых крабов – угостить дорогих гостей. Естественно, все сразу вспомнили фильм про хищника:
« - Бедное животное! – которое посередине? Потерпит!!!»))) Ну и другие подобные комментарии)))
Ну в общем кто как – а я своего краба отпустил в океан)).
Наконец собрались ехать обратно. Баул с палаткой и шмотками пристроил в машину к Аслану и поехали. На перевалах попали в тучи – видимость метров 100, и тишина… Как в фильме ужасов – абсолютная тишина и медленно наползающая на тебя туча)))
Пока ехали через перевалы – замёрзли совсем – температура похоже была ниже нуля, даже двигатель был холодный. Через три часа добрались до Колы – замёрзшие, уставшие, но довольные! С трудом нашлось место для ночлега – в гостинице аншлаг! Занято всё, что можно, в итоге нас разместили в кабинете у Серёжи. На следующий день бардак продолжился – куча приезжающих и приезжающих, а ещё группа пришла в пейнтбол поиграть – сумашедший дом! Ну и мы собрались и поехали обратно. Вторая цель поездки – Кошмар-треффен в Гусь-Хрустальном, вот туда путь и держим. Правда опять маршрут поменял – надоело ездить по областным костотрясам, решили ехать по федеральной дороге. Ну а пока едем по известной дороге в сторону Питера. Перевалы прошли, но последствия отдыха в Мурманске сказываются – нашли шикарное место на берегу озерца и встали палаткой. От дороги всего 25-30 метров, но кругом уже лес и озеро – комаров практически нет, тишина – замечательно выспался. Правда еле развернулся на этом пятачке.)))
С утра встали хорошо отдохнувшими и тронулись в путь. Дорога на 5+, погода шикарная, доехали до Лодейного поля и с трудом нашли ночлег – везде охотугодья. Встали в палатке рядом с каким то посёлком. Утром двинули дальше – до Питера всё ближе, соблазн туда завернуть всё больше. Добрались до Новой Ладоги – у меня соблазн выехать на Ладожское озеро. Долго искал как выехать на берег озера – никак не получалось. Смотрю – машина ППСников стоит – подъезжаю, спрашиваю как на озеро попасть… Старший смотрит на часы – « А поехали, проводим!» В итоге опять с кортежем едем на берег. Посмотрел на Ладогу, и поехали дальше, свернули на Тихвин. Решили больше никуда не заезжать, Питер, Лен.область и Карелию оставили на следующий раз. Посетили только начало Дороги жизни. Вологодская обл. встретила кошмарной дорогой – бетон с гравием и сильная жара. Только за 50км до Череповца дорога отремонтирована. Но проезжая мимо города и глядя на дым над заводом – что то расхотелось заезжать туда и что то смотреть.)) Хотели заночевать на берегу Шексны, но подумали, что будет холодно на берегу, да ещё морось… поехали и встали в уголке какого то поля. С утра покатили в сторону Ярославля. Как только въехали в Ярославскую область – сразу начался дождь – почему то сразу вспомнился «Плачь Ярославны» ))) Дорога хорошая, в округе много старинных церквей и храмов – как отреставрированных, так и в запустении и даже в разрухе. Ко многим храмам подъезжали, смотрели, фоткались.
Приехали в Ярославль и сразу завернули по указателям на перый памятник – Свято-Введенский Толгский женский монастырь и зависли там часа на четыре. Монастырь восстановлен – раньше тут была колония для малолеток – а примонастырская территория ещё в стадии ремонта. Познакомились с Саньком – он там вроде как разнорабочий, живёт при монастыре. Почему и как он там оказался – я не уточнял, но живёт он там уже три года, знает всё и вся, вызвался быть нашим гидом по монастырю. Провел туда, где посетители не ходят – побывал на колокольне центрального храма, зашли в кедровую рощу – в ней живёт пара павлинов – в клетке разумеется. Восстановили монастырь полностью, а вот на территории ещё встречаются элементы совковой зоны. Пригласили заночевать в монастыре, в паломнической гостинице – ну мы и не отказались.
Потом поехали покатались по Ярославлю. Но уже в центре города понял, что на каждый город Золотого кольца нужно посвящать дней пять-шесть, а наскоком за два-три часа ничего не увидеть. Заехали на набережную, посмотрели, восхитились и поехали ночевать в монастырь. Надо видимо будет как нибудь посетить все города кольца, но уже целенаправленно.
С утра разбудили рано – режим, хоть и монастырский))). Сходили на берег Волги и покатили дальше. Иваново сходу проскочить не удалось – навигатор и указатели гоняли по кругу, еле выбрались из города. Наконец попали в Суздаль – давно хотел его посетить, ещё со школьного посещения, но тут та же история, что и с Ярославлем – слишком много всего, за день не прехать и не пройти. Посетили пару монастырей, прокатились по городу и поехали в сторону Владимира. Город проскочили быстро, но потом долго искали поворот на Гусь-Хрустальный. В итоге вышло, что на поиски дороги времени ушло больше, чем на сам путь. В Гусе остановились в гостинице Волков – настоящее место для байк-тусовок. С утра поехали в музей хрусталя. Ну вот как кому, а по моему мнению музей надо из храма удалить и полностью восстановить обалденно красивое здание. А саму выставку хрусталя разместить в более подходящем помещении. И пригласить профессиональных осветителей – хрусталя много и очень красивые изделия, но освещение – гамно!
Вернулись в клуб – пообщались с прибывающими на Кошмар-треффен, послушали рассказ про надвигающийся циклон, прикунули по времени – решили, что надо ехать дальше. Маршрут то же пересмотрели – решили ехать по М7, без всяких областных дорог. Проехали Нижний Новгород и тут совершили ошибку – вернулись обратно, дозвонился до нас Пётр, ну и вернулись к нему переночевать.
Выехали из Нижнего – и почти сразу начался дождь, небольшой, но периодический. А потом от Чебоксар до Казани шли под постоянным дождём. К вечеру дождь закончился, потеплело, и ещё нам пришлось заезжать в Казань, хоть и была хорошая объездная дорога – нужен был банкомат.
Из города еле выехали – стемнело, указателей нет, трафик в городе безумный. В итоге поплутали по городу, и выбрались немного не туда, но в сторону Уфы. За день устали так, что сил ставить палатку небыло и заночевали прямо на заправке в Рыбной слободе. С утра добрались до М7 и тут пришлось чиниться – лопнул подрамник. А на нём заднее седло, кофры и багажник… С трудом нашли сварщика – в какой то деревне, но заварил нам подрамник на совесть, даже дома переваривать не пришлось. Пока варили и собирали мот нас догнал ураган. Попали в такой жуткий ливень, что дождевики не спасли, видимость не более 70м. В итоге добрались до Уфы полностью мокрые замёрзшие. Запрсились на ночлег к Димону из Роверсов – обогрелись, обсушились. Выехали с Уфы – до дома практически рукой подать, но одежда сырая, обувь и сёдла тож. Ну а под Симом опять начался дождь и перевалы проходили под дождём.
Под Челябинском дождь и солнце закончились одновременно. От Челябинска до Еката добирались в темноте, хорошо хоть машин было мало. Денег почти не осталось, но оказалось, что у меня на карте куча бонусов – заправился на них и ещё осталось.)) В итоге в Екат на Грязную приехали около 2х ночи и с 500ми рублями в кармане.))
За 16 дней неспешной поездки прошли 9.5 тыс.км – вместо запланированных 7ми. Поломалась рама(подрамник и крепёж к раме лопнули), пришлось выбросить надувной матрас – прошоркал в кофре, покарябал малость хром и краску. Но понял одну вещь – хорошо, что поехал в сторону севера, а не юга – впечатлений и удовольствия получил гораздо больше!