Здравствуйте, уважаемые мотодальнобойщики!
В этом опусе речь пойдёт о путешествии на самый восточный край земли русской.
Путешествие заняло месяц и, как было задумано еще <на берегу>, домой мы с женой летели на самолёте, а мотик трясся на паровозе. Ну не было у нас времени ехать своим ходом обратно! Так я впервые в жизни стал <железнодорожным байкером>.
Не могу не сказать о духовных <отцах> нашей поездки. Еще в далёком 2003 году великие путешественники Василий Останин и Роман Славский совершили пробег туда-обратно на <Уралах>. Их помнят в Хабаровске, их помнят во Владивостоке (кстати, рассказ о первом мотопробеге Урал - Дальний Восток на www.mauzzz.narod.ru).
Страница из гостевой книги <Рыси Амура>, г. Хабаровск. Совместное фото екатеринбургских и хабаровских байкеров (обратите внимание на дату)
Выехали около 10 утра 3 августа. В полдень были в Ирбите. Чай, кофе, недолгие сборы Геннадия (местного Папы Карло) и наш отряд из 3-х <экспедиционеров> (термин Славского) на 2-х мотоциклах покатил на восход. Первый раз за многие годы поездок на восток Тюмень проезжали под дождём. Подумал - не к добру. Так оно и оказалось. Дождик не давал нам как следует пропылиться аж до самого Владивостока. Кратковременные - это те, что идут с короткими промежутками.
Экспедиционеры (двое из них)
Дорога до Новосибирска редкостно однообразна и неинтересна, поэтому на её описании не останавливаюсь, проехали за 2 дня.
В Новосибе наш друг - перегонщик дал нам полную раскладку по дороге (как и 2 года назад при поездке на Байкал).
Уважаемые товарищи! Если у Вас не хватает бака на 350-400 км. очень нелишним будет узнать о ключевых заправках, проезжать которые не следует, даже если до неё вы проехали только 100 км. Также нелишней будет информация о местах ночёвок.
Вот одна из заправок, которую нельзя проезжать
Забегая вперёд, расскажу эпизод:
Очень пасмурно. Что утро, что день, что вечер - всё серо и уныло под этим дарящим дождь небом. Не помню какие километры трассы Чита - Хабаровск. Грунтовка, грязь, лужи, полное отсутствие машин на федералке М-56. Геннадий на своём GSе упилил, пообещав дождаться.
Скорость 20-60 км/ч. (не хихикайте, на бедном ТгDыМе мы вдвоём и шмотья соответственно в 2 раза больше).Кажется что едешь под этим хмурым небом уже несколько недель без остановки. Холодно, мокро, тоскливо, устало. Дабы распрямить конечности - останавливаюсь. Кряхтя и скрипя сваливаюсь с мотика. Беда - упустил момент окончания сигарет. Вернее, мозг уже разбух от сырости. Прошу мою верную посиневшую жену стрельнуть где-нибудь сигаретку. Примите во внимание что перегонный бизнес кончился. СТО, шиномонтажки, мелкие кафешки - всё разбито и заброшено. Ещё 2 года назад жизнь на трассе кипела. И что вы думаете? Моя жена именно в это время заманивает в это место на пустынной трассе ГАЗ 31 <ВолГА>!
Переваливаясь как беременная утка, автомобиль подъезжает, останавливается. Открывается пассажирское окно и я ощущаю идущее из машины ТЕПЛО. Люди в рубашках, кроссовках: Прошу сигарету. Протягивают пачку. Я говорю:
- Да мне только одну, я сейчас куплю! В ближайшем кафе!
Спрашивают:
- А ты знаешь где эта кафешка?
- Неа:
- Вот бери и не выёживайся!
До ближайшей кафешки мы доехали через 6 часов: Та пачка сигарет у меня ещё не кончилась, покуриваю иногда:
Сейчас не буду забивать эфир такими контрольными точками, все они в нашем атласе. Кому надо - выложу.
Строительство дороги идёт нехилыми темпами.
Непосредственно строительство на участке Чита-Хабаровск
В августе 2009 общая протяжённость грунтовок, отсыпано-неукатанных и просто взорванных дорог всего 600-650 км.
Это только между Читой и Хабаровском. А до этого есть Красноярск - Иркутск. Где, кстати, количество взорванных километров по сравнению с 2007г. тоже заметно поубавилось.
Так что успевайте, господа, промчаться по этой трассе, а то там вскоре кафе-рейсеры пулять будут. Дорога строится и весьма неплохого качества. По подобной я, не будучи в Европе, прохватил только от Бреста до Смоленска.
Кардинальное отличие восточной трассы от западной в том что новые, идеальные куски первой внезапно, без всякого объявления войны заканчиваются и ты, разомлевший от счастья, от мысли что отныне так будет всегда, после панического оттормаживания перед внезапно выскочившим знаком <Конец дороге>, вылетаешь порой на неукатанную щебёнку, порой в песок с круглой, размером с детскую голову, галькой.
Насколько я знаю, в моём словаре есть вся русская ненормативная лексика. В те моменты мне её не хватало. Оставалось только выть сквозь зубы и, уронив скупую слезу, говорить спасибо своему мотику что он вынес всё это и целовать его в бак.
На границе Читинской и Амурской областей
А до этого мы, естественно, заезжали на Байкал.
Через 33 парома на Селенге, Баргузине попали на полуостров Святой Нос. Там тоже был участочек в 60км, который туда мы ехали 4 ч., обратно 3,5.
Если у вас нет желания и возможности сходить в пеший поход по этому полуострову, на мотиках туда лучше не ломиться.
Незачем. На Ольхоне, на другом берегу, для мотиков лучше. В п. Усть-Баргузин 92-й дороже 30р. В 90 км. оттуда, на Большой земле, он 24р. Но до него надо доехать. Вот местный монополист и пользуется качеством упомянутых километров. Хотя по дороге туда, за Гремячинском и в самом Усть-Баргузине есть сказочно красивые места.
И везде старик Байкал разный. Описывать его не моим скудным языком, да и кто из вас, мои уважаемые дальнобойщики, ещё не побывал на Байкале!
Итак, всё самое интересное началось с того, что сразу за Читой я увидел <Хабаровск - 2100 км>.
Потихоньку охреневая я понял, что при расчётах попутал цифры местами, так как я думал, что между ними 1200 км. Ну что теперь делать, не вертать же из-за какой-то тысячи обратно, тем более что эта тысяча по сказочным местам: Ерофей Павлович, Могоча, Сковородино:
Валим. Коньячок в кафешке с местными байкерами на чопперах, сетующих, что они могут ездить только на отрезке 400 км. А в спиртном ограничивает только его отсутствие на трассе и понимание серьёзности дороги. Последний милиционер умер в тех краях в 1917 году. Но с собой её, родимую, иметь надо.
Как-то раз, не добравшись до жилья, разбили лагерь на обочине, причём специально искал открытое место, дабы зверь какой не подкрался к нам, спящим, по кустам. Пожарили грибов, съели бутылочку и готовились отходить ко сну. Вернее, спутники мои уже спали в палатках. Разбудил их приближающийся звериный рёв и треск ломающихся сучьев. Я-то слышал его уже давно, да думал - пройдёт стороной.
Он не прошёл, Он шёл к нам.
Понимаю, что дальше в прятки играть нет смысла. Подрываюсь, на холодном мотике вывожу стрелку тахометра сразу в красную зону и упиваюсь звуком своих прямотоков, а так же простреливающими оттуда языками пламени. Фарой - по кустам, сигнал не отпускаю. Офигевший Геннадий с глазами, как фары у его R1150GS, выпутывается из палатки и пытается меня спросить, в чём, собственно, дело? Ору ему, ору на медведя. От осознания ответственности момента он тоже заводит свой мотоцикл. Боже, но чем мог мне помочь этот замученный евростандартами глушитель? Разве что своим подбитым глазом GS пошарил по кустам. Но мишка понял, что рычим мы не хуже, а к тому же и постреливаем. Обиделся и ушёл. Позже нам сказали, что на этот случай надо иметь с собой какую-нибудь пиротехнику или фальшфееры. Говорят, они их боятся. Это еще один совет на будущее.
А так, я разобрал костёр, обложил по периметру лагерь тлеющими головёшками. А в направлении, откуда было совершено покушение, выложил пустую бутылку из-под водки. Была бы целая - не пожалел бы, описал бы ей замкнутый круг. Говорят, они запаха спиртного не переносят. Ну, или не описал бы:
Очень помогал нам информацией из своего help-листа Сам Великий и Ужасный Синус (www.sinus.vl.ru) - контактами в предполагаемых местах ночёвок: в Иркутске, <Рыси Амура> в Хабаровске. Причём люди с реальными возможностями и желанием помочь красивым и гордым птицам с Урала. А когда на прекрасной еврейщине я умудрился оторвать задний амортизатор, опять же благодаря ему парни из Биробиджана приварили мне его на место. Снятие-установка его под проливным дождём - отдельная история.
А ещё мы видели цветущий лотос. Говорят, единственное место в России.
А ещё - безумного японца. Молодой парень, надеющийся, что в России все знают английский, на культовом мотоцикле HarleyDavidson, абсолютно не понимающий, куда он попал, пытался заказать в кафе чай с булочкой. Он только-только съехал с асфальта и не знал, что его ждёт впереди. Сгинул где-то:
Так, короткими перебежками, пройдя бескрайнюю Сибирь, Хабаровский край, мы прибыли в столицу края Приморского.
Через два часа Синус встретил нас на набережной.
Потаскал по городу, отвёл на штаб-квартиру , повелел в душ придти мыться завтра. Говорит, устал всех встречать-провожать. Слишком много <пуляльщиков> ломиться через Владивосток.
Естественно, не город как таковой, а побережье Тихого океана было нашей целью. И, переночевав ночь, мы укатили дальше, дальше за Находку, искать неоткрытые бухты и заливы. И находили потрясающие по красоте места.
И только невообразимой крутизны спуски и подъёмы на размытых песчаных дорогах не давали забыть, что мы не в сказке.
Большую часть этих горок жена моя прошла пешком.
А Геннадий, не удержав мотоцикл на спуске с поворотом, вместе с ним рухнул в море. И только тусившие поблизости дайверы помогли ему в подъёме со дна моря его мотоцикла.
Потом была короткая, но такая удручающая дорога обратно во Владик. Потому что мы повернули на запад, в сторону дома. Не верилось, не хотелось. Отправка мотоцикла и почти целый день пешего шляния по городу.
Был поразительное чувство нереальности происходящего когда летели обратно над Байкалом, над Ангарой. Как будто это не мы полторы недели назад тряслись и обрастали жабрами в этих самых местах. Тогда впереди была ещё очень длинная дорога к океану. Теперь - скоро родной до тошноты Ёбург.
Дорога, мы прощаемся ненадолго, ещё увидимся!