<< Часть I

Часть II.

Андрей Сергеевич (А.С.): Преодолев несколько ранее дорогу от Екатеринбурга до Азербайджана, погостив у нашего давнего друга Эмиля в Баку, Проехав около 600км по Азербайджану (из которых асфальта была только половина)

до границы с Грузией, вечером 6 мая, я, Константин Александрович и Василий Юрьевич предстали перед грузинскими пограничниками. Пограничники - с виду вполне нормальные люди, однако уже после заполнения анкет на получение виз, кандидатура Василия Юрьевича для посещения Грузии была отклонена в силу его неблагонадежности, а именно по причине посещения Абхазии без разрешения грузинских властей, о чем кричал Васин паспорт. Мы конечно из солидарности проследовали обратно в сторону Азербайджана, но транзитные режимы этого государства требовали определения с дальнейшем маршрутом, а ясности у нас не было, тем более был вечер и все дипломатические и прочие учреждения отдыхали. Поставив несколько задач перед нашим Бакинским товарищем (выезд в Иран, паром на Казахстан, другие варианты для того, чтобы продолжить путешествие вместе) мы принялись устраиваться на ночлег на нейтральной полосе. Надо сказать местечко еще то: рядом стоял ряд разобранных до последнего болта и разворованных машин различных марок и годов выпуска, мусор, камни, рядом бурлящая река осложнили поиск места для палатки. Однако мы устроились и благородно заночевали в палатке.

Утром мы в оранжевой палатке

стали объектом повышенного внимания азербайджанских и грузинских пограничников,
которые постоянно сновали рядом, бряцали автоматами, в конце концов заставили
быстро собрать лагерь (на заднем плане – грузинский погранпереход)

Однако мы не спешили тк ждали вариантов с визами на Иран. Где то к полудню стало очевидно, что россиянам получить визы можно только в Астрахани и Москве, поэтому мы пришли к выводам, что предстоит разделиться – нарушителю пограничного режима Грузии предстоит вернуться через Азербайджан, Дагестан, далее Чечню, Аланию где мы и встретимся на границе с Грузией (ПП Верхний Ларс), а нам с Константином Александровичем предстоит пройти Грузию и Армению согласно ранее намеченным планам. В общем пограничные формальности заняли около часа и мы получили транзитные визы на 3 дня. Нас просветили самыми совершенными средствами досмотра и впустили на территорию.

Константин Александрович (К.А.): На дальнейшие приключения Василия Юрьевича
здесь будет отдельная ссылка, как только он дозреет до его написания. На грузинской стороне ещё раз внимательно посмотрели в наши паспорта и милостиво разрешили нам пребывание в стране сроком на три дня. Транзитная виза обошлась нам в 10 долларов. Зато досматривали нас с особой тщательностью, видимо испытывая при этом некоторое наслаждение, ибо никого так больше не досматривали, во всяком случае во время нашего там присутствия. Потеряли мы там примерно 2,5 часа, Андрей Сергеевич умудрился на месте уронить свой мотоцикл практически на ногу таможеннику, когда же наконец мы покинули негостеприимный пункт перехода, поехали осматривать славный город Тбилиси.

А.С.: Спустя каких-то 30 км мы были в Тбилиси

в центре купили сувениров и решили поскорее в Армению, а уже на обратном пути
проехаться до самого черного моря, заехать в Боржоми, Кутаиси и тд и тп.

К.А.: Во время покупки подарков и осмотра достопримечательностей встретились с французскими мотоциклистами, которые ждут открытия таджикской визы, поскольку выбрали весьма своеобразный путь как вы думаете куда? Правильно, в Монголию, ибо все мотоциклисты иностранного мира почему то стремятся туда попасть. Оставив французам свои координаты на всякий случай, если обратный путь у них будет проходить через наши края, покинули столицу Грузии и поехали в Армению.

А.С.: Сделав несколько фото у стелы «Тбилиси» мы двинулись в сторону Армении
на Марнаулли.

Любопытно, что как только кончилась столица, сразу появились коровы и прочие домашние животные в больших количествах. Еще через несколько километров мы стали свидетелями интересного явления – опылялись сосны и вокруг стоял зеленоватый туман.

В Марнаулли мы покушали в самой настоящей столовой вкусной и острой пищи. Местные дедушки нас и сориентировали по поводу дальнейшего маршрута. В общем в Грузии понятие «прямо» может быть очень относительным и мы ушли несколько не туда, куда следовало, зато посетили живописные предгорья, проехали около 100км по грунтовым дорогами, где у Кости побежало одно «перо», ориентироваться приходилось по дорожным указателям только на грузинском языке

сделали несколько живописных фотографий на заброшенных мостах

К.А.: Природа становилась все красивее и красивее, а вот дорога становилась все хуже и хуже. Машины исчезли практически совсем, как и асфальт. Тотальный опрос местного населения подтверждал, что мы едем в правильном направлении, однако не совсем верилось в успешность нашего предприятия. Грунтовка вывела нас таки на границу, где мы были единственными посетителями. На удивление быстро прошли обе стороны, азербайджанские штампы не вызвали негатива в сердцах и глазах армянских пограничников, и мы совершенно спокойно прошли паспортный и таможенный контроль.

А.С.: а еще остановившись у родника

прослушали песню “там за туманами» в исполнении немного пьяной грузинки – все таки 9е мая! GPS показывал уже армянскую территорию, однако мы вероятно еще пылили по Грузии, как вдруг показался современный погранпереход, который мы и прошли минут за 10. Впереди Армения. Смеркалось быстро, также быстро прошли армянскую границу, чувствовалось, что армяне симпатизируют россиянам. На последнем этапе местный пограничник, видимо сочувствующий нам предложил заехать в горный санаторий его брата в Степанаване, где мы и оказались минут через 30 абсолютно темной, временами грунтовой, дороги с дырами (в Грузии дороги значительно лучше) да и температура упала до 0С. В Санатории нас ждали и выделили коттедж с газовым отоплением.

К.А.: Нас встретили на въезде в город и проводили до самого места, чтобы мы не заблудились. «Дом отдыха» представлял из себя дом отдыха времен СССР, который ремонтировался последний раз видимо ещё в те же времена. Хотя армяне не сильно заморачиваются разными красивостями и внешним антуражем, но это мы поняли уже несколько позже, а сначала эта разруха навевает некоторое уныние. Отопление выделенного нам домика осуществляла газовая печка, которая нагревала воздух в радиусе одного метра вокруг себя, а все остальное продувалось наружным, весьма свежим, воздухом. Спать ложились под двумя одеялами, однако и это не совсем помогало, только накопившаяся усталость помогла организму отключить сознание, ну и конечно наркомовские 100 грамм из волшебной фляжки…

Утро принесло солнце, которое не грело, достаточно плотный завтрак и понимание того, что мы где-то близко к экватору нашего путешествия. Самой дальней точкой при
наших теперешних раскладах получался Ереван, к которому мы неторопливо и покатили, любуясь природой и местным колоритом.

А.С.: Утром угостили завтраком в очень оригинальной эклектичной столовой

оформлением которой занимается лично хозяин. Заправив термос чаем мы покатили
дальше – на Ереван. Проехали через города пострадавшие в памятные землетрясения 80х годов. Потом с полдня объезжали главную армянскую гору Арагац

в районе которой желтый БМВ Константина Александровича отверг брызговик
заднего колеса

К.А.: Самый высокий горный массив Армении – Арагац. Зрелище потрясающее –
посреди относительной равнины возвышается огромная масса камней и снега.
Описывать горы бесполезно – их надо видеть…

А.С.: Так мы добрались до Еревана

решили заправится на самой новой заправке, тк справедливо надеялись на хорошее
топливо. Однако внешний вид заправки, обещанное октановое число и стоимость в
Ереване не значат ничего. С этого момента, до окончания армянского бензина, чтобы тронуться, нужно было помогать мотоциклу толчками ног и прослушивать всевозможные детонационные звуки в двигателе.

К.А.: Поменяли деньги и заправились. После заправки выяснилось, что бензин в Армении мягко говоря не совсем качественный, а точнее небезызвестный Василий Алибабаевич просто нервно курит в сторонке. Мало того, бензин в бак вообще не поступает, пока счетчик не отсчитает литра полтора-два. Разницы между 92 и 95 бензином не заметили никакой.

А.С.: Ереван очень большой город, мы проехали на самую высокую точку, где стоит
древняя крепость Эребуни

с которой отличные виды. Купив на всякий случай для соратников оригинального
армянского коньяка, тронулись в сторону Севана, благо до него от Еревана всего
60 километров.

К озеру подъехали под вечер, в сумерках, было прохладно (около 6С). Интуитивно проехали к санаторию президента, где невдалеке устроились на ночлег под авангардным домиком

С утра сделали массу отличных фотографий

после чего поехали в сторону Грузии. По пути преодолели множество тоннелей, серпантинов, особенно радовали вывески автомастерских где главный козырь успеха был ремонт ходовой части автомобилей – ХОДОВИК

К счастью наш ходовик служил надежно и мы посетили славный город Дилижан

в дальнейшем встречались и вовсе экзотические названия – например село Фиолетово

с прекраснейшими видами. Так и катились вдоль долины до границы Грузии, по пути
видели массу заброшенных фабрик

городков и поселков

К.А.: С утра неспешно собрались, помыли сапоги в Севане и отправились по следам советских фильмов, то есть в солнечный Дилижан. Ехали не торопясь, пытаясь запечатлеть окружающую красоту на цифровые носители. Дилижан оказался обычным среднестатистическим городом, но со своими «фенечками» типа модного отеля «Дилижан резот». Следующая остановка – деревня Фиолетово, такое тоже никак нельзя пропустить. Вообще, эта дорога от Севана до границы Армении оказалась, пожалуй, самой красивой из всех, пройденных нами за всю поездку. Ну разве что только Военно-Грузинская дорога может с ней посоперничать.

А.С.: В общем к концу дня проходили границу в Грузию, где нам с удовольствием отказали в дешевых транзитных и дали обычные более дорогие визы на 3 дня. Мы решили, что таким образом президент маленькой но гордой республики пополняет бюджет, да и выбора особо не было. Примечательно, что некий пограничник внезапно почувствовал тягу к желтому мотоциклу БМВ, оседлал его, попытался завести и чуть не уронил. Наше неудовольствие и собственная несостоятельность обозлили стража границы и мерзавец заставил нас просвечивать наш багаж рентгеном.

К.А: При прохождении границы немного напрягли армянские таможенники, просившие у нас какую-то мифическую бумажку, но все быстро разрешилось и мы покатили обратно к грузинам. Грузины отказались давать нам транзитную визу, мотивируя это тем, что они не могут гарантировать, что мы покинем территорию страны в трехдневный срок. Большего идиотизма мы не видели, но все наши доводы разбивались о железный занавес. В итоге нас заставили купить туристическую визу за 25 долларов, но поставили нам там срок пребывания 5 дней. Где логика, мы так и не поняли, но бюджет Грузии мы поддержали просто необыкновенно, хотелось бы думать, что какой-нибудь учитель в грузинской глубинке получит наши деньги когда-нибудь… Опять возник конфликт с таможенниками по досмотру мотоциклов, однако мир не без добрых людей – другой таможенник рассказал что и где надо посмотреть в Грузии, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Для осуществления цели поездки необходимо было добраться до Черного моря, куда мы и направили своих боевых коней.

А.С.: В общем вскоре мы уже ехали по Грузии в Тбилиси, который миновали вечером и взяли курс на запад в сторону Черного моря. Надо сказать что на запад от Тбилиси идет отличного качества автострада, но примерно в 80 км она заканчивается. Где-то там, уставшие мы заночевали в кемпинге, поставив мотоциклы в холл гостиницы

К.А.: Ночевать остановились в мотеле с гордым названием – «Шелковый путь». Краткий разговор с хозяином – и вот мы уже закатываем на мотоциклах в холл отеля, для пущей их безопасности. Приличный номер, стоивший ровно столько грузинских ларей, сколько осталось у нас в карманах, душ, здоровый сон. С алкоголем на ночь в этой поездке было не очень, поскольку Андрей Сергеевич не пьет, а пить в одного – воспитание не позволяет…

А.С.: Утром тронулись дальше, посетив примечательные селения

Джапана, Кутаиси и тд. В Полдень добрались до Уреки, известное черными магнитными песками

где мусора оказалось что-то очень много, видимо не сезон решили мы и тронулись
в обратный путь.

Заехали в Боржоми

где вкусно покушали на берегу реки

Не доезжая примерно 30 км до Тбилиси в районе селения Оками

мы повернули на север в сторону границы с Россией. Под вечер мы заночевали в небольшом отеле рядом с началом военно-грузинской дороги.

Утром выяснилось что хачапури может быть в виде отдельного лаваша и старого сыра, а не в качестве единого продукта как считалось ранее)). Надо сказать, что также мы поняли, что нормальные заправки давно закончились, и местные жители указали нам на ничем не примечательный деревенский домик, где нас заправила бабушка на удивление вполне хорошим бензином

Началась военно-грузинская дорога. У подножья перевала памятник главному
строителю дороги Григолу Орбелиани

Кругом сочится вода, а местные бабушки торгуют шапками, носками и прочими
сувенирными штучками.

Приобрели некоторое количество и поехали вверх. Дорога прекрасная, очень красивая. Пожалуй это начало самой красивой части путешествия по Грузии, да и вообще по Кавказу

Вверху начало холодать. Ближе к вершине в пос. Гадаури интересная горнолыжная
трасса, гостиницы и прочие домики.

Тут мы совершили идеологическую диверсию и взяли на память предвыборный плакат Саакашвили. Поднявшись еще выше, асфальт полностью закончился, и вокруг появились стены утрамбованного снега высотой до 6 метров. Тут мы немедленно реализовали свои творческие помыслы в конкретные образы

и продолжили движение . Однако постоянно возникали всякие живописные виды

и приходилось снова и снова останавливаться для фото. Дорога получилась долгая – то лавина погубила кого-то, причем не первый раз

то овцы заполонили тоннель и образовали пробку

то снова красота какая открылась... Где-то в обед красота закончилась погранпереходом «Верхний Ларс» Грузинская сторона была быстра как никогда, а вот российская граница встретила нас настороженными, не очень русскими лицами… Константина Александровича по старой пограничной традиции попытались обыскать узрев в нем главного курьера наркокортелей, но видно сжалились. В общем сразу за пограничным пунктом нас ждал Василий Юрьевич, для которого Грузия не открылась, и он вынужден был прорываться через Азербайджан, плен дагестанских байкеров, Чечню и тд. Порадоваться сразу нам не удалось – нас прогнал смешанный (по половому признаку) наряд пограничников, попросив отьехать от режимного объекта. Невдалеке остановились снова поделиться впечатлениями, где нас немедленно пригласил хлебосольный представитель газпрома –дядя Игорь...

К.А.: Краткое резюме по двум странам – все что построено там при СССР благополучно развалено и забыто, масса покинутых и заброшенных предприятий, с таким трудом отвоеванных когда-то у природы ввиду горного рельефа. В Армении россиян любят всей страной, мы, пожалуй, единственные друзья в этом регионе у маленького, но гордого народа, ибо Армения с трех сторон имеет закрытые границы и находится в «контрах» со всеми соседями кроме Грузии – это единственная открытая граница… В Грузии простые люди тоже нормальные, а вот представители государственной власти явно россиян не очень жалуют, но видимо это особенности политики господина Саакашвили. Остальные как настоящие грузины открыты и гостеприимны, всегда помогут, расскажут, покажут. Правда молодежь обеих стран уже не очень разговаривает по русски (как собственно и по английски) но всегда сходят и позовут того, кто понимает и говорит. В общем, ехать надо – смотреть в Армении особо нечего, зато природа шикарная, в Грузии посмотреть можно намного больше – и природа тоже отличная. Всем рекомендую…

Но путешествие на этом не закончилось, дальше покатили опять втроем…