Часть III - Словакия (Зволен, Банска Штявница, Братислава, Бойница, Чертовица, Мартин).
Небольшая информация по Словакии. Словакия образовалась в результате распада Австро-Венгрии. Почему распалась Австро-Венгрия? А почему распалась СССР? Венгры, например, требовали от всех, чтобы все говорили и писали по-венгерски. Словаки всегда были под кем ни будь - то под австрийцами и венграми, то в советские времена под чехами. Только после распада Чехословакии стали сами по себе. И надо вам сказать живут очень неплохо.
На мой взгляд гораздо лучше чем Чехи. Основа экономики страны сегодня - это автомобильная и химическая промышленность. Да-да, именно автомобильная, я нечего не путаю. Относительно дешевая по Европейским меркам высококвалифицированная рабочая сила не боящаяся работы позволяет Словакии выигрывать конкурсы по сборке таких автомобилей как например Фольксваген Туарег, Ауди Q5 и т.д. Эти мягко говоря непростые машины собираются не в Германии а в Братиславе
Скажу больше - Словакия это та страна, где я бы хотел жить. Мы настолько влюбились в нее, что стали приглядываться к недвижимости, благо есть кому за ней приглядывать. Красивейшая природа, вылизанные города, самые душевные в Европе люди - славяне - которые вряд ли будут говорить с вами по английски - зато поймут вас по русски. Эххх... "мечты. повсюду вы меня сопровождали, и мрачной жизни путь цветами устилали" (c) - мечтать не вредно, вредно не мечтать.
Границу Украина – Словакия прошли гораздо проще и быстрее. Машин немного, без очереди не лезли и не просились. Без очереди нас сами таможенники пропихивали.
Сперва на Украинской стороне сказали – типа чё вы там в конце встали – езжайте сюда вперед, нечего вас с машинами тусоваться. Оформили без вопросов и отправили к словакам.
В Словакии ситуация повторилась. Нас так же выдернули из конца очереди вперед и стали оформлять. В Белгороде затарились сигаретами – купили два блока. В Европе в разы дороже и как выяснилось ассортимент совсем другой и скудный.
В связи с этим вышел казус. Словакский таможенник, с кем говорили по русски (а он по словацки) первым делом спросил, сколько литров бак? Я так удивился, думаю сейчас будет спрашивать скока прет скока жрет. Не спросил. Спросил сигареты, алкоголь есть? Я так честно говорю да, 20 пачек сигарет (а мы их для компактности вытащили из блоков и распихали по кофрам вперемешку с вещами). Он так на меня смотрит как на дурачка и спрашивает сколько? 20 говорю, можем достать.
Тут выясняется, что можно провозить с собой только 20 сигарет или сигарилл или 2 сигары на человека. Как потом выяснилось, это против предприимчивых дельцов при границе, которые загружались дешевым топливом и сигаретами на Украине и завозили все в Словакию по несколько раз в день.
Я говорю ну ладно, что делать, куда выгружать? На что таможенник подумал, посмотрел на нас и спрашивает - вы в первый раз едете? Я говорю да нет, второй раз в Словакию. Он меня опять спрашивает - здесь первый раз едете? Ну да, говорю. Тогда ладно, проезжайте. Выдал нам буклетик по правилам и ограничениям и мы счастливо заехали в Словакию.
При въезде в Словакию купили в одной из деревень на заправке стикер, дающий право на проезд по автобану. Для мотоцикла (по словацки «моторки») стикер на месяц стоил 9 Евро. Если на год то примерно 35 Евро.
За все время стикер у нас никто не проверял, хотя говорят, что полиция периодически пропускает поток на автобане через карман для отдыха где проверяют наличие стикера. Штраф говорят немаленький.
На автобане, если нет знаков ограничения, можно ехать 130-140. За превышение свыше 10 км/час следует штраф что то около 45 Евро. Чтобы мерили на автобанах скорость мы не разу не видели, но есть камеры. В городах скорость мерили. Говорят, что полиция устраивает у них пару раз в месяц глобальные проверки на дорогах по поводу превышения скорости. Автобаны отличные, 2-3 полосы, железное или бетонное ограждение.
Съехали с автобана
В этот день мы от Львова доехали до Зволена (самая середина Словакии) где нас ждал друг. Остановились в этом пансионате (пенсионе):
Старинное здание в самом центре города, на первом этаже пивной ресторан, где готовят офигительное свиное колено (берут свиное колено, вымачивают его в маринаде, затем отваривают. Когда заказываешь его - тогда берут и еще запекают) - это не как у нас железобетонная копченая рулька - мясо просто рассыпается. Одного колена двоим таким как я хватает выше крыши. Стоит примерно 12 Евро (480 руб.) К колену еще полагается большая тарелка с овощами.
На втором этаже пенсион - огромные комнаты с деревянной мебелью и роскошным интерьером
Пенсион отличается от гостиницы тем, что нет стойки администратора и самого администратора, может не быть ресторана/кафе - а в остальном все как в гостинице. Двухместный номер стоит 40 Евро (1 600 руб), что по Европейским меркам очень даже недорого.
В первую ночь засунули мотоцикл в холл пенсиона на ночь - мы там были одни и он ночью никому не мешал - утром в 6 утра выгнал его на улицу. Так то там спокойно, но шляются цыгане - могли бы какую ни будь мелочевку с мотоцикла притырить. А они были к нему ой как неравнодушны.
Если наши цыгане специализируются на наркоте, то словакские цыгане специализируются на собирании металла, бутылок и всего, что плохо лежит. В летнее время сметают из леса грибы и ягоды а потом километрами стоят вдоль дороги и продают. Могут например высунуть задницу из окна и справить нужду. Смотреть на дома в городе или часть деревни где они обитают просто противно. При этом такое впечатление что все они на улице и нифига не делают. Ну и горы мусора.
Еще перед Украиной начались проблемы с переключением передач - рычаг переключения не возвращался в нейтральное положение. Немного вылечил на границе с Украиной - ребята из Jolly Riders MC дали попользоваться смазкой типа WD-40. Приехав в Зволен понял что пшикалкой не обойтись. Поехал к другу в контору - они помимо всего остального авторизированные сервис Volvo. Отвинтил подножку, с трудом снял рычаг переключения с оси - притерся отлично - намазали смазкой с керамикой или графитом - и все стало работать ОК.
Кстати на фото спортивное Вольво. Не поверил, пока не прочитал.
Возникло желание помыть мотоцикл. Оказалось что в Словакии это сделать проблематично. То есть, конечно легко, мне предложили Кершер, но мыть самому не хотелось да и надо было отмыть кладбище насекомых спереди мотоцикла.
К слову о размазанных по мотоциклу насекомых. Помимо эстетического неудовольствия они вызывали и другие неудобства. По дороге от Киева к Львову насобирали особенно много насекомых. Так много, что сквозь стекло было проблемно смотреть. Было даже несколько крупных кровавых пятен.
Так вот, когда с этой красотой остановились у мотеля узнать, есть ли места, вернувшись обратно к мотоциклу обнаружили его облепленным то ли осами то ли пчелами, с удовольствием пожиравшими то что осталось от их собратьев. Я то сел более менее спокойно, а вот Ирэн села на мотоцикл за рекордное для нее время.
В итоге нашли автомойку где мне его вымыл на троечку какой то дедушка за 4,3 Евро :-)
Прикупив в «Спортмастере» (да-да, таком же как и у нас) мне купальные плавки отправились на озера купаться и отдыхать. Поехали на искусственно созданные в средние века озера. Озера были созданы специально и сообщались между собой. Созданы они были для обеспечения водой механизмов при шахтах – вода приводила их в движение. Шахты давно закрыты, озера остались и ежегодно ремонтируются. При озерах давно уже понастроили пенсионы и лагеря. Озера находились недалеко от старинного города под названием Банска Штявница (Банска означает шахта), о котором я расскажу позже.
Пенсионы разные – от с комнатами по три кровати, где одно окно в крыше, кровати и мебель как с помойки и место только для кроватей, туалет на этаже и душ в подвале по 8,30 Евро с человека до 20 евро с человека с нормальным номером и удобствами в комнате. На длительный срок можно снять там дом. Мы приехали в сезон и погоду и с трудом остановились за 11 Евро с человека – очень приличная комната, туалет и душ были общими но в 2 шагах от нашей комнаты.
Мотоцикл оставляли на улице, но просили его убирать с глаз за дом. Там уже много лет действует «Детский табор» - детский лагерь, где останавливаются дети из России. Откуда конкретно дети – мы допытываться не стали.
Накупавшись и позагорав отправились в Банску Штявницу.
Стоит отдельно отметить горные дороги, ведь мы были в горах. Дороги отличные. Следить приходится только за тем, чтобы вписаться в поворот. Правда после дождя частенько вода, бегущая прямо по дороге, намывает песок или ветки. Но это только после сильных дождей. Обочин нет. Часто, сразу за краем асфальта начинается либо канава либо обрыв. В опасных местах стоят металлические ограждения. Понятно, что на таком мотоцикле мы небыли самыми быстрыми на этих дорогах, хотя и подножками шаркали не раз – жить то хочется, а дороги незнакомые.
За нами периодически выстраивалась очередь из машин, которые абсолютно спокойно без моргания фар и сигналов ехали за нами пока не появлялась возможность нас обогнать или я их не пропускал. Местные гонят временами капец как страшно – ну да они дороги знают наизусть.
Срисовал как то местный спортбайк перед нами - был участок с подъемом и зигзагообразной дорогой. Когда я его увидел, парень начал движение, через доли секунд он лег в повороте как в дешевом компьютерном симуляторе мотоцикла (при повороте мотоцикл ложится сразу до конца а потом выпрямляется) – потом выпрямился и так же лег в другую сторону. Было полное ощущение нереальности. Вот он едет прямо, вот он лег налево, опять прямо, лег направо.
Банска Штявница. Город был основан в 13-ом веке и был вторым крупным городом в Европе в этой части после Буды (Будапешта тогда не было, было два города Буда и Пешт). Как и в 13-ом веке его население составляет 50 тыс. человек. Кстати в Словакии был открыт первый горный институт в Европе. Добывали в Банской Штявнице как вы догадываетесь золото.
Начали собираться в Австрию. Утром пришли в кафе позавтракать. На завтрак предложили пиво, чай или кофе. Начало понравилось. Затем не смог не заметить вот это:
Это хозяин заведения, надрезает чтобы шкура не лопалась и мясо лучше прожаривалось.
Мажет специальным соусом.
У него 3 таких автоматизированных вертела. В пятницу ставят одну свинюшку, в субботу две. Если народу много - три. Порода свинюшек особая - они пасутся как коровы в загоне, жира в них минимум. Накануне он насаживает их на вертел, подвязывает проволочками чтобы мясо не провисало. Начинают жарить в 7 утра. Обратите внимание что дрова лежат только по краям - в центре нет. Это чтобы более тонкая середина не сгорала. Дрова буковые. Бука там в лесах немеряно.
В 17 часов свинюшка готова. А нам уезжать.
Вы можете представить, что мне пришлось пережить? Успокоил себя только тем, что решили через две недели на обратном пути сюда вернуться.
Ну да тронулись в сторону Австрии. Разве поедешь быстро, когда вокруг такая природа?
Спустя две недели, по дороге домой, снова оказались в Словакии. Выехали поздно, была пятница, ехали в Банску Штявницу есть свинюшку. Погода не радовала – шел дождь. В итоге приехали на место в 22-30. Ехали новой дорогой – через горы. Если бы было светло и сухо – она мне наверняка бы понравилась, да в общем то она и так мне понравилась, только напрягали ручьи через дорогу с камнями и песком, да местные в деревнях, вылавливавшие из ручья ветки и складывающие их на дорогу.
Приехали на место. Знали заранее, что мест нет, но думали что из за погоды кто ни будь передумает и не приедет. Надежды не оправдались. Мест не было, было темно, шел дождь и свинюшку давно съели. Поехали искать ночлег. В ближайших деревнях все было занято, да и во многих пенсионах в такое время никого уже было не найти. По дороге чуть не раздавили сову – она сидела посреди дороги ослепленная светом фары, решили с дуру развернуться и посмотреть её, но она уже улетела.
Решили ехать в Зволен – ближайший крупный город. Дождь зарядил с новой силой и видимость упала совсем. Ехали по автобану со скоростью 50 км/час – с трудом различал даже разметку. В Зволен приехали в 1-30 ночи и остановились в гостинице прямо на центральной площади. Мотоцикл закрыли во дворе, сами отправились спать. Стоил номер включая завтрак 77 Евро – нормальная цена для Германии и Австрии, но не для Словакии.
Утром отправились прогуляться по центру и перебраться в пенсион Виктория – ночью в него было не попасть – ресторан внизу пенсиона работал до 24 и брать ключ было не у кого.
Посетили замок, который был через дорогу напротив гостиницы
После заехали на велосоревнования (марафон по горам 60 км) где участвовал сын сотрудника нашего друга и его дядя
Это просто дети дурачатся
Так выглядели дошедшие до финиша
С гипсом на руке, но все равно на велосипеде
На 3-ем месте как раз этот дядя – ему под 64, он все время на велосипеде, через год уходит на пенсию и уже расписал на 5 лет вперед, где будет кататься на велосипеде.
Обычная словакская деревня
Кстати у них в деревнях свое радио – объявляют о новостях и собраниях.
Ездили смотреть продающуюся на берегу озера гостиницу (она справа)
Вечером наконец то доехали до свинюшки
Пока дошла наша очередь свинюшка почти закончилась.
Достали вторую:
Счастливый идиот (справа):
Позже вечером, там же, были на бесплатном открытом концерте блюзовой музыки, где выступала группа типа нашей «Машины времени» а потом бард типа Высоцкого. Было клево, пока не замерзли и не ушли пить пиво и греться в кафешку.
Хозяева кафе оказались очень душевные люди – болтали около часа обо всем – они по словакски мы по русски. Как ни странно друг друга понимали. Уезжать не хотелось.
На следующий день полезли на зволенскую гору. Предварительно набрали в этом роднике у подножья горы настоящую газированную минеральную воду. Она когда постоит в закрытой бутылке потом зверски шипит.
Полезли в гору по асфальтовой дороге. Буковый лес
на горе остатки крепости, построенной в 15-ом веке
Внизу слышался звук от двух мотоциклов, красиво закладывающих по петле внизу.
Вниз спускались по тропе и больше устали спускаться, чем подниматься.
Пока лазали по горам, проголодались и поехали в «Салаш» - есть фирменные словакские галушки.
Потом отправились купаться в термальные бассейны при 5*** отеле (вообще то он 4***, но у нас многие 5*** до такого не дотягивают)
Желающие могут посмотреть фото у них на сайте
http://www.hotelkaskady.sk/en/photo-gallery/pools
Час пользования 3-мя внутренними бассейнами с разной температурой минеральной воды в них с водопадами и джакузи и одним уличным бассейном стоит 8 Евро (320 руб). 20 минут отведено на душ и переодевание. В раздевалке выдают электронный ключ-браслет от шкафчика, с которым ты потом и минералишься. Я б туда каждую неделю ходил, ей богу. В самой гостинице номер стоит в среднем 110 Евро на двоих (от 70 Евро) – в цену включено неограниченное посещение бассейнов и много других вкусностей.
Владелец гостиницы известный в Словакии певец типа Кобзона, друг президента Словакии. Президент в Словакии лицо публичное не наделенное реальной властью. Рулит страной премьер министр. В общем, все как у нас.
На следующий день поехали в город Бойница где нашли наконец то дом, где хотели бы жить.
Вот этот дом, где мы бы хотели жить. В прошлом веке его хозяин умер (был не женат и детей не имел), после чего замок превратили в музей. В некоторые комнаты заходить было нельзя – видимо кто то уже там живет.
Владелец был нефига не байкер:
В этот колодец мы потом посмотрели снизу
Под замком находится естественная пещера с озером
Тот самый колодец
Когда встали передохнуть, навстречу попался словак на точно таком же мотоцикле что и у нас. Поинтересовался, все ли в порядке, и получив утвердительный ответ, пожелал счастливого пути и устрекотал прямотоками.
Едем в Низкие Татры
Едем в Низкие Татры – на перевал Чертовица, где у нашего друга есть гостиница. Этим летом она правда закрыта (работает зимой – рядом куча подъемников для горнолыжников). У гостиницы кстати есть сайт http://www.totem.sk/?p=vitajte.php&lang=ru
Когда я был здесь в первый раз в 2005 году то думал – вот бы здорово погонять по этим дорогам на мотоцикле. И вот спустя 5 лет я эту мечту реализовал. Надо сказать – наездился до одурения – хватит надолго.
По дороге в гостиницу был один участок без асфальта – как будто перекапывали дорогу – я еще подумал про себя – что они там закапывали интересно. Как потом оказалось, накануне дорога там провалилась в старую шахту. Говорят, ушло около 40 самосвалов «Татра» чтобы засыпать «ямку».
Наутро полезли естественно в горы – там идет туристическая тропа – народ шастает и по одному и целыми семьями. Можно по тропе пройти все Низкие Татры. Обратили внимание на мертвые деревья – оказывается их ест какой то жучок. Бороться с жучком нельзя – «зеленые» не дают – типа национальный парк.
По тропе шли медленно – мешала гигантских размеров черника прямо вдоль тропы (видимо цыгане сюда еще не добрались). Встретили даже семью где дети были с синими как у мертвецов губами.
Вдалеке в облаках между деревьями виднеются Высокие Татры
Налазившись по горам (почти 5 часов) и немного обгорев на солнце поехали перекусить и посмотреть город Мартин.
Это сани, на которых на лошадях деревья с гор вытаскивали
Современное искусство:
Поскольку гостиница была закрыта и кухня не работала, ходили ужинать в дом к соседям – семейной паре на пенсии, кто живет там круглый год. Яков мастер на все руки – следит за гостиницей, «курил» нам горячую воду пока мы там были, выполняет работу для других гостиниц и т.д. а Марушка следит за домом. Люди очень душевные.
Ужин напоминал всегда поход в ресторан – было очень вкусно и приготовлено как не во всяком ресторане. Когда съезжали с гостиницы, решили заехать попрощаться.
Это у них «альпийская» горка перед домом и эдельвейс (характерно, что эдельвейс мы больше не видели даже в австрийских Альпах)
Не смогли отказаться от чая. К чаю прилагались еще две огромные тарелки с блинами с черникой и сливками. Одно что мы перед выездом плотно позавтракали – пришлось съесть, чтобы не обижать хозяйку. Не смогли так же отказаться от банки черничного джема – привезли домой дочери. Узнав, сколько нам ехать домой, пришли в ужас. Когда отъезжали, Марушка даже всплакнула. Пообещали вернуться в следующий раз.
Обычная словакская деревня.
Нам так не хотелось покидать Словакию, что решили границу с Украиной пройти на следующий день и заночевать в Словакии. Остановились в небольшом отеле с закрытым двором с бунгало и большим бассейном в центре. Молодые официанты и девушка администратор не знали ни английского не русского. Кому-то позвонили, ждал минут 5. Пришел улыбающийся человек, как потом выяснилось мой ровесник, и заговорил по английски. Прочитав у меня на куртке «Кормящий Отец» сказал – можно и по русски.
Разместил нас в бунгало. По дороге выяснилось, что он отлично говорит по русски, знает, что Екатеринбург это бывший Свердловск, где расстреляли царскую семью и потом снесли дом, знает что тут родился Ельцин и много другое. В ресторане порекомендовал нам пиццу – они её готовят в настоящей печи, а сам он ездил в Италию на 3 недельную учебу. Разговорились. Просидели и проболтали за пиццей и пивом больше двух часов. Болтали правда на английском. Выпили по рюмке водки – он предложил. В конце ужина выяснилось, что он владелец данной гостиницы и ему было так приятно общаться, что за ужин нам платить не надо – он угощает. Утро началось с бассейна. Потом пошли завтракать. Потом опять бассейн. Уезжать крайне не хотелось.
Расстались как друзья, с объятьями и обменом телефонами и адресами.
Такая вот Словакия.
Многие могут спросить – а причем тут Братислава? Братислава это столица Словакии, мы два раза через нее проезжали. Чем запомнилась? Положил там мотоцикл на дугу на заправке, забыв выставить подножку. Больше мотоцикл не обижал.
Границу Словакия-Украина прошли легко и непринужденно опять же без очереди и досмотра. Опять нас выдернул словакский таможенник из конца очереди вперед, тоже повторилось и на украинской стороне.
Дальше Австрия